Преподаватели Института филологии и журналистики 1 ноября организовали заседание методического семинара «От школьного сочинения-рассуждения к итоговому сочинению и к ЕГЭ по литературе: о подготовке выпускника к итоговой аттестации в форме сочинения».
В рамках программы Приоритет 2030 состоялось заседание рабочей группы, занимающейся проблемами, связанными со школьным сочинением-рассуждением. Так как дата проведения итогового сочинения 11-классниками уже близко (первая среда декабря), то тема вызвала интерес у учителей-словесников. Именно поэтому заседание было решено сделать открытым. Встреча была организована в дни осенних школьных каникул в онлайн-формате на платформе Яндекс-телемост, чтобы у всех заинтересованных в разговоре была возможность поучаствовать. Заявки подали около 50 человек, среди них учителя школ г. Саратова и Саратовской области, а также студенты магистранты ИФиЖ, обучающиеся на н.п. «Педагогическое образование».
Основанием для проведения такого семинара в ИФиЖ стал накопившийся опыт проверки итоговых сочинений абитуриентов, поступающих в ИФиЖ на н.п. «Филология» и «Педагогическое образование». У преподавателей ИФиЖ, постоянно работающих в составе предметной комиссии в летнюю приемную кампанию, возникла потребность обобщить свои наблюдения, поделиться ими с учителями, которые готовят учащихся к написанию разных видов сочинения.
Тема заседания – «Типичные ошибки в итоговом сочинении». Модератором выступила Гульнара Монеровна Алтынбаева, к.ф.н., доцент кафедры русской филологии и медиаобразования на базе МОУ «ГЭЛ», начав разговор с обоснования семинара и особенностей итогового сочинения как жанра и формы аттестации. Затем слово было предоставлено Ларисе Владимировне Зиминой, к.ф.н., доценту кафедры русской филологии и медиаобразования на базе МОУ «ГЭЛ», обратившей внимание на логику выстраивания сочинения. О типичных ошибках композиции сочинения рассказала Наталия Васильевна Мокина, д.ф.н., профессор кафедры русской и зарубежной литературы. После этого слушателей было обращено на нарушения правил и норм русского языка. Светлана Алексеевна Семеновская, к.ф.н., доцент кафедры русской филологии и медиаобразования на базе МОУ «ГЭЛ», привела и прокомментировала примеры орфографических и пунктуационных ошибок, Оксана Николаевна Струкова, к.ф.н., доцент кафедры русского языка, речевой коммуникации и русского как иностранного, – грамматических и лексических ошибок, а Елена Владимировна Уздинская, к.ф.н., доцент кафедры русского языка, речевой коммуникации и русского как иностранного, – стилистических ошибок.
Во второй части семинара была объявлена свободная дискуссия, к участию которой могли присоединиться все присутствующие.
По отзывам слушателей, семинар был очень интересным и полезным. Организаторы встречи ставили перед собой цель не просто рассказать о типичных ошибках, но представить «трудные» зоны итогового сочинения, чтобы наметить пути решения проблем. Теперь предстоит проанализировать все типичные ошибки и разработать методические рекомендации.
Следующее «отчетное» заседание запланировано на октябрь 2023 года. Тема второго семинара – «Пути решения проблем с написанием сочинения-рассуждения: на материале типичных ошибок в итоговом сочинении».
Слушатели семинара получат электронный сертификат участника.
По материалам кафедры русской филологии и медиаобразования на базе МОУ «ГЭЛ»