Доцент кафедры геометрии Ю.В. Шевцова прочитала научно-популярную лекцию в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева
20 октября состоялось очередное заседание Музейного клуба в Радищевском музее, на котором доцент кафедры геометрии Саратовского университета Юлия Владиславовна Шевцова выступила с лекцией на тему «Геометрические идеи в живописи конца XIX – начала XX вв.»
«Геометрия для пластических искусств – то же самое, что грамматика для искусства писателя». Этот тезис выдвинул в 1913 году знаменитый французский поэт и искусствовед Гийом Аполлинер. Характеризуя метаморфозы, произошедшие в искусстве конца XIX – начала XX века, он заметил, что большинство из художников-современников «хорошо разбираются в математике», хотя сами не осознают этого. Более того, они подвергаются критике за пристрастие к геометрии, хотя эта наука, «имеющая своим объектом пространство, его измерение и отношения, строящие его, во все времена была самим правилом живописи». Причиной такого необычного увлечения послужили изменения в самой геометрии, приведшие в итоге к трансформации всей математики. Преобразование геометрии оказало значительное влияние на искусство: подобного проникновения математики в художественную жизнь мировая культура до этого не знала. Оригинальность и вместе с тем притягательность новых геометрических концепций была столь велика, что они вышли за узкие рамки математического сообщества и привлекли внимание огромного числа не только ученых, но и совершенно далеких от классической науки деятелей. К началу XX века имена творцов новой геометрии были уже на слуху, их воспевали поэты, геометрические понятия стали предметом обсуждения литературных персонажей, но наибольший отклик эти идеи нашли в среде художников.
Ю.В. Шевцова познакомила присутствующих с геометрическими понятиями, оказавшими влияние на живопись XX века. В лекции были приведены факты из истории геометрии, знание которых необходимо для понимания основных тенденций развития искусства на стыке XIX и XX столетий: рождение проективной и неевклидовых геометрий, математические идеи о многомерном пространстве и разработка математических методов его визуализации. Участники заседания клуба узнали о том, какое воплощение в искусстве нашли новые научные концепции, попытались понять, существует ли способ визуализировать четвертое измерение, выяснили, что общего между спиритизмом и кубизмом, а также нашли ответ на мучивший их вопрос: «Пересекаются ли параллельные прямые в геометрии Лобачевского?».
После небольшого введения, посвященного взаимодействию математики и изобразительного искусства в эпоху Возрождения и Нового времени, Юлия Владиславовна на конкретных примерах показала собравшимся взаимосвязь новых геометрических идей и творчества таких художников, как П. Пикассо, М. Дюшан, П. Мондриан, К. Малевич, К. Петров-Водкин, Р.Фальк, В. Баранов-Россине, и влияние геометрии на становление кубизма, пластицизма, орфизма и супрематизма, а также на развитие абстрактной живописи в целом. Ю.В. Шевцова привела убедительные доказательства знакомства многих художников с геометрическими концепциями Б. Римана, А. Пуанкаре, Э. Жуффре и других математиков.
Для этого заседания Музейного клуба Юлия Владиславовна помимо лекции подготовила викторину, в рамках которой присутствующим было предложено идентифицировать живописные шедевры из коллекции Радищевского музея, «переосмысленные» нейросетью в стиле Пабло Пикассо и Казимира Малевича. И лекция, и викторина вызвали большой интерес и теплый отклик у всех участников заседания.
Отметим, что Ю.В. Шевцова не первый раз выступает перед членами Музейного клуба, а ее увлечение живописью неслучайно: уже будучи кандидатом физико-математических наук, Юлия Владиславовна с отличием окончила магистратуру по направлению «История искусств» (профиль «История культуры и искусства»), а также прошла курсы подготовки экскурсоводов в Радищевском музее.