Семинар «Адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе: психологическая помощь»
27 сентября 2022 года на базе Научно-методического центра психологической и педагогической поддержки семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями, состоялся семинар «Адаптация студентов с ОВЗ в вузе: психологическая помощь» в смешанном формате (очно и дистанционно). В семинаре приняли участие более 30 сотрудников университета, непосредственно осуществляющих сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья: заместители деканов факультетов (директоров институтов) по социальной и воспитательной работе, кураторы студенческих групп, студенты-волонтеры.
Данное мероприятие проводилось при поддержке гранта РФФИ «Личностное самоопределение и адаптационная готовность студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования». В реализации проекта задействованы сотрудники факультета (профессор Селиванова Ю.В., доценты Коновалова М.Д., Шаров А.А., Хмелькова О.В., Щетинина Е.Б.).
Открыли семинар доцент кафедры коррекционной педагогики Марина Дмитриевна Коновалова и руководитель Центра инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов Анна Владимировна Рыбакова, которые акцентировали внимание на важности развития психологической службы вуза, особенно для решения проблем сопровождения адаптации и личностного самоопределения студентов с ОВЗ.
Юлия Викторовна Селиванова тезисно изложила результаты второго этапа реализации проекта, выделила их фундаментальную и практическую значимость, подчеркнула, что работа коллектива направлена на изучение соотношения содержательных и формально-динамических характеристик личностного самоопределения и структурно-содержательных показателей адаптационной готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья в условия инклюзивного образования.
Ольга Владимировна Хмелькова подробно рассказала об особенностях адаптационной готовности и ее интегративных компонентов у студентов. Было отмечено, что в результате изучения подробно проанализирована структура адаптационной готовности, сформирована многоуровневая двухфакторная модель адаптационной готовности студентов с ОВЗ.
Елена Борисовна Щетинина обобщила результаты отечественных исследований в рамках изучения моделей психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ в образовательном пространстве вуза. Были определены задачи каждого этапа сопровождения и технологии их реализации.
В заключении семинара выступил Алексей Андреевич Фисенко, ассистент кафедры коррекционной педагогики. Он изложил подходы к оценке эффективности психологического сопровождения студентов с ОВЗ в вузе.
По мнению большинства участников, информация, полученная на семинаре, является для них «отправной точкой» в осуществлении поддержки студентов с ОВЗ.
Программа семинара «Адаптация студентов с ОВЗ в вузе: психологическая помощь».