Skip to main content Skip to search
Форма(ы) подготовки: 
очная
заочная
Ведется набор
Язык обучения: 
Русский
Учебные планы (очная форма): 
Календарный учебный график (очная форма): 
Образовательная программа (очная форма): 
Нормативный срок обучения очно: 
3 года
Нормативный срок обучения заочно: 
4 года
Аннотация направленности : 

Миссия ООП по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации) направленность «Теория и методика профессионального образования» - подготовка для профессиональных образовательных организаций кадров, способных к научно-исследовательской работе, а также эффективной преподавательской деятельности.

Цель ООП – подготовка аспирантов, ориентированных на научно-исследовательскую и педагогическую деятельность, способных с позиции различных научных подходов и соответствующих им принципов решать научно-исследовательские и проектные задачи по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации) направленность «Теория и методика профессионального образования».

Уникальность ООП: образовательный процесс построен на основе компетентностно-деятельностного подходов. Выпускник овладеет как универсальными компетенциями: -способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях; -способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки; -готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач; -готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках; -способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности; -способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития., так и общепрофессиональными компетенциями: -владением методологией и методами педагогического исследования; -владением культурой научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий; -способностью интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований; -готовностью организовать работу исследовательского коллектива в области педагогических наук; -способностью моделировать, осуществлять и оценивать образовательный процесс и проектировать программы дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями работодателя; -способностью обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося; -способностью проводить анализ образовательной деятельности организаций посредством экспертной оценки и проектировать программы их развития; -готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования; профессиональными компетенциями в области научно-исследовательской деятельности: -способностью анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование; -готовностью использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач; в области преподавательской деятельности: - способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики; -способностью руководить исследовательской работой обучающихся.

Выпускники, освоившие программу подготовки аспирантов по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации) направленность «Теория и методика профессионального образования», подготовлены к выполнению таких трудовых функций, как преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих или получающих соответствующую квалификацию; разработка научно-методического обеспечения реализации курируемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей); преподавание учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и дополнительным профессиональным программам; руководство научноисследовательской, проектной, учебнопрофессиональной и иной деятельностью обучающихся по программам ВО и ДПО, в т.ч. подготовкой выпускной квалификационной работы; разработка под руководством специалиста более высокой квалификации учебно-методического обеспечения реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата и дополнительных профессиональных программ для лиц, имеющих или получающих соответствующую квалификацию; профессиональная поддержка ассистентов и преподавателей, контроль качества проводимых ими учебных занятий; организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам высшего образования; социально-педагогическая поддержка студентов в образовательной деятельности и профессиональноличностном развитии; планирование, организация и контроль деятельности в подразделении научной организации; подготовка предложений к портфелю проектов по направлению деятельности и заявки на участие в конкурсах на финансирование научной деятельности; управление реализацией проектов; организация экспертизы результатов научных (научно-технических, экспериментальных) разработок (проектов); стимулирование создания инноваций; управление рисками; принятие эффективных решений; взаимодействие с субъектами внешнего окружения для реализации задач деятельности; проведение научных исследований и реализация проектов; участие в подготовке предложений к портфелю проектов по направлению и заявок на участие в конкурсах на финансирование научной деятельности; эффективно использовать материальные, нематериальные и финансовые ресурсы подразделения; управление человеческими ресурсами подразделения; обеспечение надлежащих условий для работы персонала; поддержание эффективных взаимоотношений в коллективе; поддержание механизмов движения информации в подразделении управление собственным развитием.

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации) направленность «Общая педагогика, история педагогики и образования», включает исследование педагогических процессов, образовательных систем и их закономерностей, разработку и использование педагогических технологий для решения задач образования, науки, культуры и социальной сферы.

Объекты профессиональной деятельности выпускника ООП ВО: образовательные и социокультурные системы, процессы обучения, воспитания, развития, социализации, педагогическая экспертиза и мониторинг.

Виды профессиональной деятельности выпускника ООП ВО - научно-исследовательская деятельность в области образования и социальной сферы; - преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования.

 

Направления и результаты научно-исследовательской деятельности: 

1. Госбюджетные исследования

Тема НИР кафедры методологии образования: Трансформация воспитательной системы в образовательном пространстве. Научный руководитель: д-р пед. наук, профессор Е.А. Александрова. Исполнители: сотрудники кафедры методологии образования. Сроки выполнения: 01.02.21-31.12.2023.

Цель НИР:  научное обоснование и разработка логики трансформации воспитательной системы в образовательном пространстве.

Итоги 2021 г.: - представлены результаты теоретико-экспериментального исследования феномена гуманизации образовательной среды в образовательных организациях; - исследован новый для педагогической науки феномен «культурные практики», показано их значение для трансформации воспитательной работы в образовательных организациях; - систематизированы теоретические представления и практический опыт проведения воспитывающих практик в условиях цифровизации образования.

Ожидаемые научные результаты в 2022 г.:

- выявление направлений трансформации воспитательной системы в образовательном пространстве;

- научное обоснование и методическое обеспечение активизации внимания молодых и будущих педагогов к вопросам воспитания.

2. Участие в программах и конкурсах научных проектов, включая научное руководство ими:

Александрова Е.А.  Член  Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения при Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО (2020 – по наст.время)

Александрова Е.А. Федеральный эксперт по апробации Программы воспитания РФ (2019 – по наст. время).

Александрова Е.А. член Координационного совета психологической службы в системе образования Саратовской области (2020).

- VI Республиканский проект с международным участием по повышению квалификации школьных психологов «Счастливая семья», 18-30 ноября 2019 г. Научный руководитель – С.Л. Евдокимова. Директор Института семейного воспитания г. Нур-Султан (Казахстан). Исполнитель - Е.А. Александрова.

- Всероссийский проект «Реализация государственных приоритетов воспитания», сентябрь-декабрь 2019. Научный руководитель проф. Н.Л. Селиванова, Институт развития стратегий воспитания РАО, г. Москва. Исполнитель-эксперт – Е.А. Александрова

- Член Координационного совета психологической службы в системе образования Саратовской области. Исполнитель – Е.А. Александрова

- Общероссийская общественная организация "Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей". Организация и проведение всероссийского мониторинга общественного мнения студентов значении семьи и семейных ценностей (2018 г.). Исполнитель – М.Н. Бурмистрова.

- Научное консультирование муниципального ресурсного центра дополнительного образования на базе МАУДО «Дворец творчества детей и молодёжи им. О.П. Табакова». Исполнитель – М.Н. Бурмистрова.

- Научное руководство региональной инновационной площадкой (проектом) «Профессиональное самоопределение учащихся в условиях сетевого взаимодействия (на материале учреждения дополнительного образования)» на базе МАУДО «Дворец творчества детей и молодёжи им. О.П. Табакова». Исполнитель – М.Н. Бурмистрова.

- Членство в Саратовского отделении Педагогического общества России. Исполнитель – О.А. Козлова.

 

3. Участие в конкурсах на лучшую научную работу – не запланировано

 

4. Публикационная активность.

Александрова Е.А., Евдокимова А.И., Евдокимов Н.А., Таньчева И.В Особенности современного семейного воспитания в России: ожидания и перспективы //Человек и образование. 2021. № 1 (66). С. 76-84. ISSN 1815-7041

Александрова Е.А., Шакин Д.А. Система формирования информационно-правового мировоззрения курсантов военного вуза // Педагогический журнал Башкоркостана. 2021. № 4. С.110-123. ISSN: 1817-3292

Аттиа М.Р. Технология аналитики обучения в адаптивных средах электронного обучения //Педагогический журнал Башкоркостана. 2021.№ 4. С. 144-154. ISSN: 1817-3292

Горина Л.В. Материнская забота как поддержка эмоционального благополучия ребенка раннего возраста // Образование и право. 2021. № 5. С. 276-279. ISSN 2076-1503

Горина Л.В. Организация профессиональной помощи воспитателям на базе муниципальной методической службы // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 2А. С. 45- 55.  ISSN 2223-5434

Горина Л.В., Колесниченко Ю.Ю. Взаимодействие искусств как социокультурный и педагогический феномен // Культура и цивилизация. 2021. Том 11. № 3А. С. 199-208. ISSN 2223-5426

Козлова О.А. Профориентационный проект как средство профессионального самоопределения старших школьников// Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2021. № 8 (август). ART 2977. URL: http://emissia.org/offline/2021/2977.htm. ISSN 1997-8588 (online)

Кошкина И.В., Водолагина В.П. Апробирование модели управления здоровьесбережением в дошкольной образовательной организации // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2021. № 9 (сентябрь). ART 2985. URL: http://emissia.org/offline/2021/2985.htm. ISSN 1997-8588 (online)

Никитина Е.А. Индивидуально-ценностная профессиональная картина будущего педагога как  отражение его аксиогенеза //Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. №6. (в печати)

Никитина Е.А. Комплексное повторение учебного материала на основе опорной матрицы: интерактивные способы применения //Мир науки. Педагогика и психология. 2021. №6 (ноябрь-декабрь). Том 9. (в печати)

Саяпина Н.Н. Выявление уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием изобразительной деятельности // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2021. №10 (октябрь). ART 2992. URL: http://emissia.org/offline/2021/2992.htm http://www.emissia.org ISSN 1997-8588 (online)

 

Аттиа М.Р. К вопросу о содержании учебных проблем и способах их преодоления у современных студентов //Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 10 (90). С.102-107. ISSN  2221-2795

Саяпина Н.Н. Возможности использования информационных технологий в образовательной организации // Паритеты, приоритеты и акценты в цифровом образовании: Сборник научных трудов. В 2 ч. Ч. 2. – Саратов: Саратовский источник, 2021. – 308 с. C.179 – 182.   ISBN 978-5-6046111-5-9  

Александрова Е. А. Педагогическая поддержка в цифровой среде /Социальное партнёрство: педагогическая поддержка субъектов образования: материалы VIII Международной научно-практической конференции (Москва, 19–21 апреля 2021 г.) /под ред. С. В. Лобынцевой и И. В. Хромовой. — М.: Пробел-2000, 2021 — 352 с. С. 89-97. ISBN 978-5-98604-835-2

 Александрова Е.А. Организация образовательного процесса в ситуации самоизоляции // Гуманизация образовательного пространства: материалы Международного форума \ редакционная коллегия: Е.А. Александрова (ответственный редактор), Е.А. Плешкевич (заместитель ответственного редактора), Н.Н. Саяпина (ответственный секретарь) [и др.]. – Саратов: Саратовский университет, 2021 – 591с.: ил (3,1 Мб) ISSN 2658-736X (Online) – Текст: электронный. – С. 11-17.

Горина Л.В. Формирование готовности педагогов к социальному партнерству с родителями: результаты исследования / Л.В. Горина, О.В. Иванова // Приоритеты воспитания: историко-культурный поиск и современные практики: материалы Всероссийской научно-практической конференции к 90-летию Воронежского государственного педагогического университета (г. Воронеж, 19-20 мая 2021 г.). В 2-х ч. / под ред. М. В. Шакуровой. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2021. – Ч. II. – С. 30 – 36. ISBN 978-5-00044-828-1  

Горина Л.В., Иванова О.В. Использование цифровых технологий в работе по формированию готовности дошкольной образовательной организации и семьи к партнерству // Гуманизация образовательного пространства: материалы Международного форума \ редакционная коллегия: Е.А. Александрова (ответственный редактор), Е.А. Плешкевич (заместитель ответственного редактора), Н.Н. Саяпина (ответственный секретарь) [и др.]. – Саратов: Саратовский университет, 2021 –588 с.: ил (3,1 Мб) С. 529-535 ISSN (online): 2658-736X (в печати)

Козлова О.А., Долганова А.А., Личностно-ориентированный подход к организации повышения педагогической культуры родителей // Гуманизация образовательного пространства: материалы Международного форума \ редакционная коллегия: Е.А. Александрова (ответственный редактор), Е.А. Плешкевич (заместитель ответственного редактора), Н.Н. Саяпина (ответственный секретарь) [и др.]. – Саратов: Саратовский университет, 2021 – 591с.: ил (3,1 Мб) ISSN 2658-736X (Online) – Текст: электронный. – С. 86-92

Козлова О.А., Максимович М.А., Способы эффективного взаимодействия ДОО с родителями в цифровом образовательном пространстве// Гуманизация образовательного пространства: материалы Международного форума \ редакционная коллегия: Е.А. Александрова (ответственный редактор), Е.А. Плешкевич (заместитель ответственного редактора), Н.Н. Саяпина (ответственный секретарь) [и др.]. – Саратов: Саратовский университет, 2021 – 591с.: ил (3,1 Мб) ISSN 2658-736X (Online) – Текст: электронный. – С. 499-503

Кошкина И.В., (в соавт. Савочкина А.А.), Влияние детских видеоблогов на развитие дошкольников // Гуманизация образовательного пространства: материалы Международного форума \ редакционная коллегия: Е.А. Александрова (ответственный редактор), Е.А. Плешкевич (заместитель ответственного редактора), Н.Н. Саяпина (ответственный секретарь) [и др.]. – Саратов: Саратовский университет, 2021 –588 с.: ил (3,1 Мб) С.151-156 ISSN (online): 2658-736X

Кошкина И.В., (в соавт. Шпак Д.М.), Сюжеты для игр дошкольников из видеохостинга YouTube на примере кукол Lol // Гуманизация образовательного пространства: материалы Международного форума \ редакционная коллегия: Е.А. Александрова (ответственный редактор), Е.А. Плешкевич (заместитель ответственного редактора), Н.Н. Саяпина (ответственный секретарь) [и др.]. – Саратов: Саратовский университет, 2021 –588 с.: ил (3,1 Мб) С. 523-528 ISSN (online): 2658-736X

Саяпина Н.Н. Воспитание патриотизма у школьников средствами декоративно-прикладного искусства // Культурное наследие г.Саратова и Саратовской области [Текст]: Материалы X Международной научно-практической конференции (6-9 октября 2021 г.) / Под общей ред. Ю.Ю. Андреевой и И.Э. Рахимбаевой. Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2021. 574 с. С. 467-472.  ISBN 987-5-6047391-4-3 

Саяпина Н.Н. Формирование здорового образа жизни молодежи в условиях цифровизации общества // Гуманизация образовательного пространства: материалы Международного форума \ редакционная коллегия: Е.А. Александрова (ответственный редактор), Е.А. Плешкевич (заместитель ответственного редактора), Н.Н. Саяпина (ответственный секретарь) [и др.]. – Саратов: Саратовский университет, 2021 – 591с.: ил (3,1 Мб) ISSN 2658-736X (Online) – Текст: электронный.  С.574-579 

Саяпина Н.Н. Формирования профессиональной культуры современных специалистов // Методологические и аксиологические проблемы научно-технического творчества: мат. науч. конф. Санкт-Петербург, 17 мая 2021 г. / Балт. гос. техн. ун-т. – СПб., 2021. – 176 с. C.139-143.     ISBN 978-5-907324-39-8

Саяпина Н.Н., Лушникова Н.А. Реализация образовательных программ дополнительного образования в условиях его цифровизации // Гуманизация образовательного пространства: материалы Международного форума \ редакционная коллегия: Е.А. Александрова (ответственный редактор), Е.А. Плешкевич (заместитель ответственного редактора) Н.Н. Саяпина (ответственный секретарь) [и др.]. – Саратов: Саратовский университет, 2021 – 591с.: ил (3,1 Мб) ISSN 2658-736X (Online) – Текст: электронный. С.175-182.

Aleksandrova E.A. Rudenko I.V., Kolesnikov M.A., Garipova V.V., Kuznezov S.V. Socio-cultural conditions of educational environment development //Humanities and Social Sciences Reviews. 2019. Т. 7. № 4. С. 1137-1142. DOI: 10.18510/hssr.2019.74154 ISSN: 2395-6518

Alexandrova E.A., Sergeeva M.G., Lukashenko D.V., Mukhin M.I., Pyankov M.N.
Students integrated competency as a result of clil technology application
//Revista Inclusiones. 2020. Т. 7. № S3-5. С. 133-142. ISSN 0719-4706

Kiryakova A.V., Chelpachenko T.V., Shabalina L.G., Maslova A.I., Zhukov V.A., Makarov A.L., Aleksandrova E.A., Popova O.V. Value Orientations: What Portrait of Modern Students is? //Revista San Gregorio. 2020. № 37. С. 1-9. DOI: 10.36097/rsan.v1i37.1259 ISSN онлайновой версии 2528-7907

Sergeeva M.G., Alexandrova E.A., Mukhin M.I., Oreshkina A.K., Lukashenko D.V.
Pedagogical competency of teacher of professional educational institutions: challenges and assesment //Revista Inclusiones. 2020. Т. 7. № S3-2. С. 441-451. ISSN 0719-4706

Методология педагогики : монография / Е.А. Александрова, Р.М. Асадуллин, Е.В. Бережнова [ и др.] ; под общ. ред. В.Г. Рындак. М.: ИНФРА-М, 2018. С. 248-269. ISBN 978-5-16-0129471  режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29942061

Александрова Е. А., Бурмистрова М. Н. Организация образовательного процесса в вузе с использованием электронных и цифровых ресурсов. Методические рекомендации – Москва: Издательство «Перо», 2020. – 60 с. ISBN 978-5-00171-709-6 Тираж 300 экз.

Александрова Е.А. Воспитательный процесс в высшей школе: учебное пособие для иностранных студентов (учебное пособие). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2020. 50 с. ISBN 978-5-94841-440-9. Тираж 100 экз.

Александрова Е.А. и др. Теория и практика сопровождения профессионально-личностного развития молодого педагога в условиях университетского комплекса [Текст] : монография / под ред. С.В. Данилова, Л.П. Шустовой, З.В. Глебовой. – Чебоксары: Издательский дом "Среда", 2019. – 217 с. 500 экз. ISBN 978-5-6043758-4-6

Александрова Е.А. Научно-методическое сопровождение педагогов // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 6. С.13-21. ISSN 1813-145X

Александрова Е.А. Эволюция методов и приемов воспитания: 1917-2017 // Нравственные ценности и будущее человечества. - Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2018. - С. 32-42. ISBN 978-5-98599-195-6

Александрова Е.А., Аттиа М.Р., Ахметов С.И. Классификация стратегий электронного взаимодействия в Web-обучении //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20. № 3. С. 329-333. ISSN 1819-7671

Александрова Е.А., Аттиа М.Р., Ахметов С.И. Преимущества и направленность электронного взаимодействия в web-обучении // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития.  2020. № 4. С. 385-392. ISSN 2304-9790

Александрова Е.А., Бурмистрова М.Н. Организационно-педагогическая практика: учебно-методическое пособие для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 – «Педагогическое образование»/ Е.А. Александрова, М.Н. Бурмистрова. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2019. – 68 с.: ил. – Имеется электронный аналог. ISBN 978-5-292-04579-3 (print) ISBN 978-5-292-04580-9 (online)

Александрова Е.А., Бурмистрова М.Н. Методические рекомендации по проведению учебной практики. Психолого-педагогическая практика: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, квалификация (степень) – бакалавр / Е. А. Александрова, М. Н. Бурмистрова. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2018. – 68 с.: ил. ISBN 978-5-292-04455-0

Александрова Е.А., Бурмистрова М.Н., Зиновьева М.П., Фирсова Т.Г. Дневник профессионального роста: материалы для профессионального саморазвития студента. Учебно-методическое пособие. – Москва: Издательство «Перо», 2019. – 84 с. ISBN 978-5-00150-684-3

Александрова Е.А., Бурмистрова М.Н., Козлова О.А., Саяпина Н.Н. Летопись смены: Педагогический дневник вожатого: учебно-методическое пособие по летней вожатской практике / Александрова Е.А., Бурмистрова М.Н., Козлова О.А., Саяпина Н.Н./ Под общ. ред. проф. Е.А. Александровой, М.Н. Бурмистровой. – Саратов: И.Ц. «Наука», 2018. – 48 с. ISBN 975-5-9758-1700-6

Александрова Е.А., Григорьева М.В., Селиванова Ю.В., Плешкевич Е.А. Гуманизация образовательной среды. Саратов: ИЦ «Наука», 2019. – 160 с. ISBN 978-5-9999-3160-3 500 экз.

Александрова Е.А., Евокимов Н.В., Евдокимова А.И., Таньчева И.В. К вопросу о современных возможностях инклюзивной образовательной среды // Философия образования. 2020. № 4. (в печати) ISSN 1811-0916

Александрова Е.А., Корчагин В.Н. Культурные практики детства как условие развития образовательного пространства. Саратов: ИЦ «Наука», 2018. 178 с. ISBN 978-5-9999-3134-4 500 экз.

Александрова Е.А., Кузнецова К.С. Как формировать эмоциональный интеллект? М.: Сентябрь, 2018. 160 с. ISBN 978-5-88753-186-1 http://shop.direktor.ru/product.htm?id=1273

Александрова Е.А., Черевичко Т.В. «Образовательное путешествие», как метод освоения туристского образовательного пространства // Гуманитарные науки и образование. 2020. Т.11. № 2. С.91-97. ISSN 2079-3499

Бурмистрова М. Н., Гущина И. Н. аспирант 3 года обуч.  Педагогическая практика как важнейшее условие и способ профессионального саморазвития будущего педагога// Сб. науч. статей по материалам Международного Форума «Гуманизация образовательного пространства» (г. Саратов, 15-16 марта 2018). / Науч. ред. Е.А. Александрова; ред.-сост. Н.Н. Саяпина. – М.: Издательство «Перо», 2018. С.44-49 [Электронное издание] ISBN 978-5-00122-644-4

Бурмистрова М.Н. Особенности взаимодействия с семьёй и родителями в системе дополнительного образования //Детско-взрослое взаимодействие: лучшие педагогические практики в системе дополнительного образования детей: Сб. науч.-практ. статей / под. ред. Л.А.Ревуцкой, М.Н. Бурмистровой, О.В. Чулковой. – Саратов: Издательство «Наука», 2020. – С. 3-10. ISBN 978-5-906776-69-3

Бурмистрова М.Н. Продуктивная практика как способ и форма профессиональной подготовки будущего педагога // Саратов: изд-во СГУ, 2017. 136 с. ISBN: 978-5-292-04444-4

Бурмистрова М.Н. Профессиональное развитие педагогов как условие повышения качества дополнительного образования детей// Перспективы развития современного образования: материалы II Международной научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 22 октября 2020г.)/ отв. ред. Д.А.Погонышев. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2020. С. 95-101. РИНЦ (договор № 1131-05/2014К). ISBN 978–5–00047–583–6

Бурмистрова М.Н., Гущина И.Н. Профессиональное саморазвитие будущего педагога как цель и результат образовательного процесса //Среднее профессиональное образование. 2018. № 1. С. 43-47. ISSN 1990-679X

Бурмистрова М.Н., Гущина И.Н. Формирование опыта педагогической рефлексии у студента как основы непрерывного саморазвития в будущей педагогической профессии //
Сибирский педагогический журнал. 2018. № 4. С. 58-66. ISSN 1813-4718

Бурмистрова М.Н., Кошкина И.В. Практическая подготовка педагогов дошкольного образования: материалы для организации практик студентов. Учебно-методическое пособие. – Москва: Издательство «Перо», 2020. – 84 с. ISBN 978-5-00150-684-3

Горина Л.В. Основные вехи государственной политики в сфере дошкольного образования // Образование и право. - 2019. - № 10. ISSN 2076-1503

Горина Л.В. Педагогическая поддержка познавательной активности детей старшего дошкольного возраста // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 5А. Ч. I. С. 492-499. ISSN 2223‑5434 DOI: 10.34670/AR.2020.45.5.211

Горина Л.В. Педагогическая поддержка познавательной активности детей старшего дошкольного возраста // Педагогический журнал. - 2019. - № 5. ISSN 2223-5434

Горина Л.В. Сетевое взаимодействие как одно из направлений тьюторского сопровождения // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы / Н.Г. Дубешко (гл. ред.), Н. Ф. Захарченя (отв. ред.). – Барановичи: изд-во БарГУ, 2020. - С. 268 – 270. ISBN 978-985-498-904-4 (в соавторстве с аспирантом Сенаторовой К.П.)

Горина Л.В. Формирование готовности семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья к социальному партнерству с дошкольной образовательной организацией / Специальное образование и социокультурная интеграция: сб. науч. статей; гл. ред. Ю.В. Селиванова. – Саратов: Саратовский университет, 2020. – Вып. 3. – С. 579 – 585. ISSN: 2712-8296 (Online). (в соавторстве с магистранткой О.В. Ивановой)

Горина Л.В. Использование медиа-ресурсов в процессе художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста // Образование детей дошкольного и младшего школьного возраста: диалог наук о детстве / Под ред. И.В. Сушковой и др. -  Елец: Изд-во ЕГУ им. И.А. Бунина, 2019. – Часть II. – С. 169-176. https://elibrary.ru/item.asp?id=41189119 ISBN 978-5-00151-045-1

Горина Л.В. История дошкольной педагогики и дошкольного образования: учебное пособие. – М.: Издательство "Перо", 2019. – 272 с.  ISBN 978-5-00150-746-8

Горина Л.В., Колесниченко Ю.Ю. Дошкольное образование в современном ракурсе: Учебное пособие – М.: Издательство "Перо", 2020. – 256 с. ISBN 978-5-00171-566-5

Горина Л.В., Колесниченко Ю.Ю. Художественно-эстетическое развитие дошкольников: Учебное пособие – М.: Издательство "Перо", 2020. – 144 с. ISBN 978-5-00171-567-2

Горина Л.В., Сенаторова К.П. Тьюторское сопровождение ребенка в условиях инклюзивной образовательной практики //В сборнике: Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен материалы IV Международной научной конференции в рамках проекта "А.З.Б.У.К.А. детства". 2018. С. 164-169. ISBN: 978-5-98229-366-4

Горина Л.В., Улитина Л.И. Использование мультипликации в образовательной работе с детьми дошкольного возраста // в сборнике: Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен материалы IV Международной научной конференции в рамках проекта "А.З.Б.У.К.А. детства". 2018. С. 464-470. ISBN: 978-5-98229-366-4

Гуманизация образовательного пространства: Сб. науч. статей по материалам Международного Форума «Гуманизация образовательного пространства» (г. Саратов, 15-16 марта 2018) . / Науч. ред. Е.А. Александрова; ред.-сост. Н.Н. Саяпина. – М.: Издательство «Перо», 2018. – 439 с. [Электронное издание] ISBN 978-5-00122-644-4

Гуманизация образовательного пространства: Сб. науч. статей по материалам Международного Форума «Гуманизация образовательного пространства» (г. Саратов, 14-15 марта 2019) . / Науч. ред. Е.А. Александрова. – М.: Издательство «Перо», 2019. – 425 с. [Электронное издание] ISSN (online): 2658-736X режим доступа: https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2019/11/05/forum-19_sbornik_1.pdf

Гуманизация образовательного пространства: Сб. науч. статей по материалам Международного Форума «Гуманизация образовательного пространства» (г. Саратов, 27-28 февраля 2020). / Науч. ред. Е.А. Александрова; ред.-сост. Е.А. Спиридонова. – М.: Издательство «Перо», 2020. – 439 с. [Электронное издание]ISSN (online): 2658-736X

Козлова О.А. (в соавт. Копыловой М А.) Особенности взаимодействия дошкольников в инклюзивной группе /Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019: Сб. науч. статей по материалам Международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии» (г. Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 11- 12 октября 2019) / Науч. ред. В.П. Крючков; ред.-сост. О.В. Кощеева и Т.А. Бочкарева. − Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2019. − С. 206-209 ISBN 978-5-6043808-3-3

Козлова О.А., Пахомова Л.А., Павлова М.С., Уманцева А.Н., Шпилёва Я.С., Особенности организации проектной деятельности в дошкольной организации // Сборник статей по итогам Международного научно-исследовательского конкурс «Студент года 2020» (11 мая 2020 г.) г.Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2020. – 223 с.: ил. — Коллектив авторов. ISBN 978-5-00174-036-0

Козлова О.А., Пространство детской реализации в развитие речи дошкольников // сборник статей Международной научно-практической конференции «Интеллектуальный и кадровый потенциал современной науки» (11 ноября 2020 г.) – Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2020. – С.: ил. — Коллектив авторов. ISBN 978-5-00174-036-0

Козлова О.А., Способы эффективного взаимодействия дошкольной организации с родителями воспитанников // Педагогический опыт: сб. метод. разработок. Вып.56: Находками делюсь с коллегами:/ Саратовское областное отделение общественной организации «Педагогическое общество России».– Саратов: Сарат. обл. отделение общественной организации «Педагогическое общество России».– 2020– 302 ISSN 1810-3065

Колесниченко Ю.Ю. Формирование эмоциональной отзывчивости у детей как метод профилактики буллинга в ДОО //Образование детей дошкольного и младшего школьного возраста: диалог наук о детстве: сборник научных статей по результатам Всероссийской научной конференции с международным участием, посвящённой 100-летию Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина и 40-летию кафедры дошкольного и специального образования. – Елец: ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», 2019. – Часть I. - С. 40-49 ISBN 978-5-00151-044-4 (ч. I) ISBN 978-5-00151-043-7

Кошкина И.В. (а соавт. с Ореховой О.А., Профессиональная компетентность руководителя дошкольной образовательной организации как педагогическая проблема // Гуманизация образовательного пространства: Сб. науч. статей по материалам Международного Форума «Гуманизация образовательного пространства» (г. Саратов, 27-28 февраля 2020). / Науч. ред. Е.А. Александрова; ред.-сост. Е.А. Спиридонова. – М.: Издательство «Перо», 2020 – 439 с. - С.64-71 ISSN (online): 2658-736X

Кошкина И.В. (в соавт. с Астафьевой Г.В.) Исследование степени удовлетворенности родителей их потребностей в области дошкольного образования //Гуманизация образовательного пространства: Сб.науч.статей по материалам Международного Форума «Гуманизация образовательного пространства» (Саратов, 14-15 марта 2019). Науч.ред. Е.А.Александрова. – М.: Издательство «Перо», 2019. – 425 с. [Электронное издание]. ISSN (online): 2658-736X

Кошкина И.В. (в соавт. с Астафьевой Г.В.) Подготовка руководителя ДОО к оценке качества образовательного процесса по шкалам ЭККЕРC // Системно-деятельностный и компетентностный подходы в условиях формирования инновационных практик образования: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Е.А. Александровой, С.В.Фроловой, С.Л.Коротковой. – Саратов: ИЦ «Наука», 2019. – 441, С.10-12 ISBN 978-5-9999-3126-9

Кошкина И.В. (в соавт. с Водолагиной В.П., Матвеевой Н.М.) Степ-аэробика как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста //Гуманизация образовательного пространства: Сб.науч.статей по материалам Международного Форума «Гуманизация образовательного пространства» (Саратов, 14-15 марта 2019). Науч.ред. Е.А.Александрова. – М.: Издательство «Перо», 2019. – 425 с. [Электронное издание] ISSN (online): 2658-736X

Кошкина И.В. (в соавт. с Ерешкиной Л.В.) Проблема интеграции дошкольного и дополнительного образования в условиях городской образовательной среды // Современное педагогическое образование. – 2020. - № 10. – С.93-100 ISSN 2587-8328

Кошкина И.В. (в соавт. с Зайцевой И.М.) Организация здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных организациях //Гуманизация образовательного пространства: Сб.науч.статей по материалам Международного Форума «Гуманизация образовательного пространства» (Саратов, 14-15 марта 2019). Науч.ред. Е.А.Александрова. – М.: Издательство «Перо», 2019. – 425 с. [Электронное издание] ISSN (online): 2658-736X

Кошкина И.В. (в соавт. с Локтевой А.А.) Кейс-технология как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста // Психология и педагогика ХХI века: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник материалов Всероссийской студенческой научно-практической конференции / отв.ред. И.А.Ахметшина, О.А. Галстян. – Орехово-Зуево: Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2019. – 412. С.284-287 ISBN 978-5-87471-352-2

Кошкина И.В. (в соавт. с Савочкиной А.А.) Игрушка как средство развития воображения детей дошкольного возраста // Психология и педагогика ХХI века: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник материалов Всероссийской студенческой научно-практической конференции / отв.ред. И.А.Ахметшина, О.А. Галстян. – Орехово-Зуево: Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2019. – 412. С.362-365 ISBN 978-5-87471-352-2

Кошкина И.В. (в соавт. с Цыбиной Т.В.) Интерактивная игра на занятии по информатике как средство решения профессиональных задач // Системно-деятельностный и компетентностный подходы в условиях формирования инновационных практик образования: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Е.А.Александровой, С.В.Фроловой, С.Л.Коротковой. – Саратов: ИЦ «Наука», 2019. – 441, С.8-9 ISBN 978-5-9999-3126-9

Кошкина И.В. (в соавт. с Шолоховой А.А.) Педагогическая диагностика и педагогический контроль как компоненты управления в современной школе // Фундаментальная и прикладная наука: Состояние и тенденции развития: сборник статей II Международной научнопрактической конференции (24 ноября 2019 г.) – Петрозаводск : МЦНП «Новая наука», 2019. – 269 с.: ил. — С. 37-44 ISBN 978-5-907230-33-0

Кошкина И.В. Благополучие ребенка как качество деятельности дошкольной образовательной организации // В сборнике: // Сб. науч. статей по материалам Международного Форума «Гуманизация образовательного пространства» (г. Саратов, 15-16 марта 2018). / Науч. ред. Е.А. Александрова; ред.-сост. Н.Н. Саяпина. – М.: Издательство «Перо», 2018. С.78-82 [Электронное издание] ISBN 978-5-00122-644-4

Кошкина И.В., (в соавт. с Савочкиной А.А., Народная игрушка как средство реализации принципа учёта этнокультурной ситуации развития детей дошкольного возраста // Гуманизация образовательного пространства: Сб. науч. статей по материалам Международного Форума «Гуманизация образовательногопространства» (г. Саратов, 27-28 февраля 2020). / Науч. ред. Е.А. Александрова; ред.-сост. Е.А. Спиридонова. – М.: Издательство «Перо», 2020 – 439 с. - С.337- 342 [Электронное издание] ISSN (online): 2658-736X

Кошкина И.В., Привалко И. И., Вербицкая Н. В. Особенности реализации программы «Здоровье» в дошкольной образовательной организации //Сб. науч. статей по материалам Международного Форума «Гуманизация образовательного пространства» (г. Саратов, 15-16 марта 2018). / Науч. ред. Е.А. Александрова; ред.-сост. Н.Н. Саяпина. – М.: Издательство «Перо», 2018. С.118-125 [Электронное издание] ISBN 978-5-00122-644-4

Летопись смены: Педагогический дневник вожатого: учебно-методическое пособие по летней вожатской практике/ Александрова Е.А., Бурмистрова М.Н., Козлова О.А., Саяпина Н.Н./ Под общ. ред. проф. Е.А. Александровой, М.Н. Бурмистровой. – Саратов: ИЦ «Наука», 2019. – 48 с. ISBN 978-5-9999-3153-5

Никитина Е.А. (в соавторстве с Апрышко Н.А.) Наставничество в современной образовательной организации: анализ инновационных форм/ Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации [Текст]: сборник материалов Всероссийской студенческой научно-практической конференции // отв. ред. И.А. Ахметшина, О.А. Галстян. – Орехово-Зуево: Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2019. С.158-162. ISBN 978-5-87471-352-2

Никитина Е.А. (в соавторстве с Борисовой К.А.) Развитие субъектности детей дошкольного возраста: концептуальные основания проблемы //Современная педагогика: теория, методология, практика: сборник статей Международной научно-практической конференции (18 декабря 2019 г.) – Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2019. ISBN 978-5-907230-51-4

Никитина Е.А. Обращение к проблеме исторической памяти в контексте событийного подхода к воспитанию // Не меркнет летопись побед: материалы Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2020. С.92-97. ISBN 978-5-6044689-0-6

Никитина Е.А., Ларина Е.А. Развивающая речевая среда как источник самореализации обучающегося //Наука и образование: новое время. 2018. № 6. С. 14-25.

Саяпина Н. Н., Саяпин Н. В. Гуманизация образовательного пространства – 2020 (итоги международного форума) // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 2 (34). С. 195–202. ISSN 2541-9013 (online) ISSN 2304-9790 (print) DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-2-195-202

Саяпина Н.Н. Использование информационных технологий в функционировании образовательной организации // Вестник Саратовского областного института развития образования. - №1 (21). - 2020. – С. 89 – 94. ISSN 2411-7277

Саяпина Н.Н. Подготовка дошкольников к школе в условиях взаимодействия детского сада и семьи // Современное культурно-образовательное пространство гуманитарных и социальных наук [Текст]: Материалы VIII Международной научной конференции (8 апреля 2020 г.) / Под общей ред. Ю.Ю. Андреевой и И.Э. Рахимбаевой. Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2020. 938 с. C. 766 -774.  ISBN 978-5-6044503-7-6

Саяпина Н.Н., Лукьянова А.В. Формирование эстетического сознания у обучающихся средствами художественного наследия // В сборнике: Культурное наследие г. Саратова и Саратовской области. Материалы VIII Международной научно-практической конференции (9-12 октября 2019 г.) / Под общей редакцией Ю.Ю. Андреевой и И.Э. Рахимбаевой.- Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2019.- 656 с. С. 520-525. ISBN 978-5-6043808-8-8

Саяпина Н.Н., Рыжкова А.Б. Фитнес как инструмент повышения интереса обучающихся к занятиям физической культурой // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: материалы [Текст]:VI Международной научно-практической конференции. Казань (13-14 ноября 2020 г.) / Под ред. Р.А. Юсупова, Б.А. Акишина. – Казань: Изд-во КНИТУ-КАИ, 2020. – 728 с. С. 269 -272. ISBN 978-5-7579-2498-4

 

5. Научные связи с иными образовательными организациями:

Кафедра методологии образования сотрудничает с Комитетом по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»: преподаватели являются членами жюри городских профессиональных конкурсов для педагогов.

Бурмистрова М.Н. – руководитель федеральной инновационной площадки «Научно-методические основы воспитания обучающихся в условиях общеобразовательной организации» Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

Бурмистрова М.Н. – научный руководитель (консультант) муниципального ресурсного центра дополнительного образования на базе МАУДО «Дворец творчества детей и молодёжи им. О.П. Табакова».

Бурмистрова М.Н. – научный руководитель региональной инновационной площадки (проекта) «Профессиональное самоопределение учащихся в условиях сетевого взаимодействия (на материале учреждения дополнительного образования)» на базе МАУДО «Дворец творчества детей и молодёжи им. О.П. Табакова»

Бурмистрова М.Н. – научный руководитель проектной группы в рамках образовательного проекта «Школа молодых управленцев», реализуемого совместно ИДПО СГУ и Правительством Саратовской области.

Александрова Е.А. – координатор научного сотрудничества с ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» г. Москва (форма сотрудничества: организация стажировок, реализация программ академической мобильности преподавателей и студентов); Чешская республика, г. Градец Кралове, университет Градец Кралове (форма сотрудничества: организация стажировок, реализация программ академической мобильности преподавателей и студентов); - ЧВПОУ «Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет» Казахстан (форма сотрудничества: организация стажировок, реализация программ академической мобильности преподавателей и студентов); - УО «Барановичский государственный университет» Республика Беларусь (форма сотрудничества: организация стажировок, реализация программ академической мобильности преподавателей и студентов).

Козлова О.А. – координатор сотрудничества с МДОУ «Детский МДОУ «ЦРР — детский сад №  255 «Солнечная планета», МДОУ «Детский сад № 144 Солнечная страна», МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 101 «Жар-птица» Кировского района г. Саратова, МОУ «МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 44» Заводского района г. Саратова, МДОУ «Детский сад комбинированного вида №65»

 

 

6. Академическая экспертиза

Александрова Е.А.  Член  Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения при Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО (2020 – по наст.время)

Александрова Е.А. Федеральный эксперт по апробации Программы воспитания РФ (2019 – по наст. время).

Александрова Е.А. член Координационного совета психологической службы в системе образования Саратовской области (2020).

 

Учебные планы (заочная форма): 
Календарный учебный график (заочная форма): 
Образовательная программа (заочная форма):