Состоялся третий выпуск магистров по программе подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование.
Уникальность этой программы заключается в ее проектном характере и содержательной направленности на включение в начальное общее образование (урочную и внеурочную образовательную деятельность, воспитательный контекст) материалов краеведческого характера. В рамках выпускных квалификационных исследований экспериментальную апробацию проходят методические разработки студентов, которые потом внедряются в школьную практику.
Так, выпускниками 2022 года подготовлены: программа внеурочной деятельности для 4 класса «Литературное краеведение Саратовского края», интерактивная экскурсия «Герои древнегреческой мифологии на улицах города Саратова», квест по литературным улицам Саратова (Е.А. Савичева); система лингвокраеведческих упражнений и дидактических игр по русскому языку «Где я?», «Знаешь ли ты?», «Расскажи мне сказку, Саратов» (М.А. Кошелева); иллюстрированный каталог «Поэзия Саратовского края» и литературный альманах по творчеству М. Муллина (Т. В. Клюжина); сборник математических задач с краеведческим материалом (А. А. Лобанова, Е.И. Чудина) и коллекция электронных образовательных ресурсов математической направленности: компьютерные игры, интерактивные задания на платформах Skysmart, LearningApps (А. А. Жаковщикова); проекты эколого-образовательного характера «Зеленая аллея Памяти», «Школа добрых дел» (А.С. Шашлова).
Совместное исследование по выявлению условий и приемов формирования культуроведческой компетенции младших школьников средствами музейной педагогики провели Н. В. Комарова и Т.А. Сережкина. Они представили материалы проектов «Укрась музейную елочку, «Музейная азбука», «Музейная мультлаборатория», проведенных на базе ГУК «Государственный музей К. А. Федина». Интерактивный путеводитель, созданный с учениками 2-го класса, внедрен в деятельность музея. Опыт работы музейной мультлаборатории представлен в публикации «Музейная мультлаборатория как новая форма работы с младшими школьниками в период пандемии (из опыта работы музея К. А. Федина)» (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46678845 ).
Студенты, успешно прошедшие обучение по данной программе, поделились своими впечатлениями». «Магистратура стала для меня глотком свежего воздуха. Много методики, дискуссий и различных проектов. С группой мы успели создать электронную библиотеку детских писателей Саратова, я успела осуществить виртуальную экскурсию по охраняемым природным объектам Саратовской области, где бонусом является — изучение английского языка! Программа проектной краеведческой магистратуры — это возможность показать свой потенциал и получить огромный багаж знаний!» — подчеркнула Анна Жаковщикова. Елизавета Савичева отмечает: «Обучение в магистратуре краеведческой направленности — самый интересный вариант. Мы сами так много узнали об истории, литературе, культуре, народах Саратова и Саратовской области. Занятия проходили в музеях, на выставках, в формате пеших и виртуальных экскурсий. Огромным плюсом стали дисциплины, на которых педагоги предоставили возможность реализовать проекты различной сложности. Для работы в школе это огромный плюс! За 2 года я создала целое портфолио проектов, которые буду реализовывать в работе с детьми».
Опыт реализации данной уникальной магистерской программы представлен в публикации Л. И. Черемисиновой и Т. Г. Фирсовой «Освоение педагогического потенциала культурно-образовательной среды города: опыт реализации проектной магистратуры» (https://elibrary.ru/download/elibrary_46616545_47918984.pdf )