В 2013 году в Институте филологии и журналистики Саратовского государственного университета состоялись Первые международные Скафтымовские чтения, организованные совместно с Государственным центральным театральным музеем имени А.А. Бахрушина – Чехов-институтом (Москва) и театром «Международная чеховская лаборатория» (Москва).
Сейчас, год спустя, на Вторых международных Скафтымовских чтениях в ИФиЖ СГУ вновь встретились литературоведы и искусствоведы из многих городов России и Украины – Москвы, Киева, Санкт-Петербурга, Брянска, Екатеринбурга, Ивано-Франковска, Краснодара, Оренбурга, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ялты и Ярославля. В ходе конференции участники познакомятся и со стендовыми докладами болгарских, украинских, российских учёных.
Тематика Вторых международных Скафтымовских чтений расширилась – она включает рассмотрение и вопросов поэтики чеховской драматургии, и актуальных проблем изучения отечественной драматургии. А также, конечно, осмысление наследия всемирно известного литературоведа, создателя Саратовской филологической школы Александра Павловича Скафтымова.
Открытие чтений состоялось сегодня в 208 аудитории XI корпуса СГУ, носящей имя А.П. Скафтымова. С приветственным словом к участникам обратились научный руководитель ИФиЖ, профессор В.В. Прозоров и проректор СГУ, профессор Е.Г. Елина. Елена Генриховна выразила благодарность всем гостям конференции, особенно организаторам чтений со стороны Бахрушинского музея и лично Виктору Владимировичу Гульченко.
Жизнь А.П. Скафтымова с 1918 года связана с Саратовским университетом – последним университетом, созданным указом императора Николая II. Всемирно известный литературовед написал основную часть своего наследия, будучи профессором СГУ, что, как подчеркнула Е.Г. Елина, предмет большой гордости для университетского сообщества.
По материалам Первых международных Скафтымовских чтений 2013 года ГКЦМ им. Бахрушина издал коллективную монографию. Это издание представил участникам чтений их инициатор, исследователь творчества Чехова, режиссёр, театровед, руководитель и идейный вдохновитель «Международной Чеховской лаборатории», заведующий отделом ГЦТМ по изучению и популяризации театрального творческого наследия Чехова («Чехов-институт») В.В. Гульченко. Виктор Владимирович выразил надежду на то, что традиция проведения Скафтымовских чтений продолжится, и рассказал о других мероприятиях Чехов-института, посвящённых наследию писателя.
Двухчастное пленарное заседание открыл доклад В.В. Гульченко «Анти-призрак (Фильм А. Сокурова «Камень» и чеховский хронотоп)». Виктор Владимирович убедительно показал, что в сокуровском фильме, в сущности, открывающем новый жанр, чеховское миросозерцание получило адекватное выражение. Доклад Н.К. Загребельной (Киев, Национальный педагогический университет им. М.П. Драгомилова) был посвящён разнообразным и примечательным проявлениям времени в драматургии Чехова. А.Г. Головачёва (Ялта) рассмотрела пьесу «Расплата» Е.П. Гославского, сопоставив её с «Вишнёвым садом» в свете концепции чеховской драматургии Скафтымова.
Профессор В.В. Прозоров в своём выступлении обратил внимание на полифоническое соединение сменяющих друг друга голосов в «Вишнёвом саде». В центре внимания докладчика оказался образ молодого лакея, Яши – в сущности, именно Яша стал одним из двух победителей в пьесе. Причём, в отличие от смущённого и даже подавленного своей победой Лопахина, лакей смеётся – «от удовольствия». Как отметил Валерий Владимирович, благодаря образу Яши автор пьесы даёт читателю возможность ощутить зловещее предвестие смены исторических эпох.
Доклад профессора Санкт-Петербургской консерватории Л.А. Скафтымовой был посвящён подтексту в романсах С.В. Рахманинова. Аналитический опыт сопоставления поэтики подтекста в словесном и музыкальном произведении с опорой на творчество Чехова и Рахманинова стал главной темой мастер-класса Людмилы Александровны, днём ранее данного ею в Саратовской консерватории – в рамках пролога к Скафтымовским чтениям. В сегодняшнем выступлении Л.А. Скафтымова подробно рассмотрела и романсы Рахманинова на стихи Тютчева и Апухтина. Выступление Людмилы Александровны сопровождалось музыкальными примерами, иллюстрирующими выводы искусствоведа.
Цикл из нескольких докладов, посвящённых осмыслению наследия А.П. Скафтымова, открыло на вечернем заседании чтений выступление филолога, историка, культуролога, главного научного сотрудника Института истории РАН (Санкт-Петербург), профессора Б.Ф. Егорова. Борис Фёдорович обратился к эпистолярному наследию А.П. Скафтымова – к его письмам, адресованным литературоведу, культурологу и семиотику Ю.М. Лотману.
Тематика докладов вечернего заседания включала также вопросы зрительского восприятия чеховских пьес, их литературоведческое осмысление, изучение постановок Чехова на саратовской сцене, сопоставление «Женитьбы» Гоголя и чеховской пьесы «Иванов» – как показал в своём выступлении профессор В.Ш. Кривонос (Самара), Чехов наполняет гоголевский сюжет новыми смыслами. Оживлённую полемику вызвал доклад П.Н. Долженкова (Москва), посвящённый конфликту и жанру в чеховской драматургии.
Программа второго и третьего дня Скафтымовских чтений опубликована на нашем сайте.