В Институте филологии и журналистики СГУ продолжаются Вторые Международные Скафтымовские чтения «Наследие А. П. Скафтымова и актуальные проблемы изучения отечественной драматургии», организуемые совместно с Государственным центральным театральным музеем им. А. А. Бахрушина – Чехов-институтом и Международной Чеховской лабораторией (Москва). Программа второго дня конференции включала два секционных заседания.
Большинство выступлений в рамках первого заседания были посвящены чеховской драматургии. В.Н. Иванова (Самара) рассказала об изучении синергийного со-бытия персонажей юношеской пьесы Чехова «Безотцовщина». Интересным особенностям южных вариаций православного ритуала, показанного в драме «Татьяна Репина» (Чехов мог наблюдать их в родном Таганроге), был посвящён доклад О.В. Спачиль (Краснодар).
Подробный лексический анализ реплик Фёдора Ильича Кулыгина, героя «Трёх сестёр», в сравнении с репликами других персонажей этой пьесы провёл В.И. Кащеев (Саратов). Н.М. Щаренская (Ростов-на-Дону) проанализировала воспоминания Любови Андреевны Раневской, героини «Вишнёвого сада».
Доклад А.А. Гапоненкова (Саратов) был посвящён сопоставлению произведений Чехова «Вишнёвый сад» и Вл. Соловьёва «Три разговора». Как отметил Алексей Алексеевич, тема «Соловьёв и Чехов» пока мало исследована, хотя у этих столь разных литературных талантов есть ряд сближающих черт.
Прозвучал в ходе чтений и доклад болгарского литературоведа Л. Димитрова (София), посвящённый анализу чеховской шутки в одном действии «Предложение».
Помимо литературоведческого осмысления чеховской драматургии, речь на заседании шла об интерактивном потенциале чеховских пьес. Развитию этого потенциала в фильме С. Овчарова «Сад», получившего противоречивые отзывы в критике, было посвящено выступление студентки Г.В. Никифоровой (Саратов).
Ю.В. Пяткина (Москва) в докладе о гимнической традиции в драме Островского «Гроза» подчеркнула, что можно говорить о более детализированном соотнесении «Грозы» с античной трагедией. Завершил заседание доклад Н.М. Пьяновой (Саратов). Наталия Михайловна посвятила выступление чеховской традиции в английской драме XX–XXI веков.
Программа заключительного заседания второго дня Скафтымовских чтений включала доклады, связанные с творчеством различных отечественных драматургов. Каждый из выступавших в той или иной мере соотносил свои выводы и наблюдения с исследовательской концепцией А.П. Скафтымова.
Тесно связаны с научным и методическим наследием Александра Павловича оказались выступление Ю.Н. Борисова (Саратов) о проблемах поэтики отечественной драматургии в трудах Скафтымова и доклад О.А. Хвостовой (Саратов), посвящённый анализу записей Скафтымова к лекции о Пушкине (эти материалы были опубликованы литературоведами Саратовского университета). Доклад В.В. Смирновой (Саратов) был посвящён жанровым особенностям комедии «Доходное место» в свете основных положений статьи Скафтымова «Белинский и драматургия Островского».
Мотивы игры в русской реалистической комедии (в основном – на примере пьес Гоголя, Сухово-Кобылина и других «дочеховских» авторов) рассмотрел в своём выступлении К.М. Захаров (Саратов). Е.В. Киреева в докладе «Поздний А.Н. Островский и Пушкин» обратила особое внимание на лиризм пьес Островского и убедительно показала, что Пушкин – очень значимая для Островского фигура.
Доклад Н.Е. Музалевского (Саратов) был посвящён центральному звену в композиции комедии Островского «Бедность не порок» – картине святочного вечера – и мифопоэтике образов ряженых. Студентки А.Ю. Морозова и Е.А. Алексеева (Брянск) рассказали о традициях русской литературно-театральной критики в Серебряном веке. Это время рубежа веков было ознаменовано небывалым оживлением театральной жизни России.
В заключительный день Скафтымовских чтений состоится мастер-класс «Поэтика чеховских пьес – действенный анализ». Его проведёт режиссёр, художественный руководитель Чехов-института и театра «Международная чеховская лаборатория» В.В. Гульченко. Мероприятие пройдёт в 301 аудитории XI корпуса СГУ. Начало в 10:00.