направление «Филология»
научный руководитель – д.ф.н., проф. В.В. Прозоров
Тел. для справок: 21-06-44
Профиль «Русская словесность и журналистика» (направление «Филология») даёт возможность профессиональной литературоведческой и журналистской подготовки в таких активно востребованных областях гуманитарных знаний и компетенций, как основы текстообразования (копирайтерство), методика медленного чтения классических и современных словесно-художественных текстов, опыты журналистской критики, текст в интернет-коммуникациях, PR-текст в системе взаимоотношений со СМИ и др. Подготовка магистров включает в себя также инициативные исследовательские работы диссертационной перспективы (по индивидуальному плану) в рамках специальности 10 01 01 «Русская литература» и 10 01 10 «Журналистика».
Критерии оценки вступительного испытания
Вступительное испытание «История русской литературы» в магистратуру направлено на выявление степени готовности абитуриентов к освоению магистерской программы «Русская словесность и журналистика» направления подготовки 45.04.01 «Филология». В ходе вступительного испытания оцениваются обобщенные знания и умения по дисциплинам указанного направления; выявляется степень сформированности компетенций, значимых для успешного освоения соответствующей магистерской программы.
Вступительное испытание проводится в форме собеседования.
Содержание программы
1. Содержание понятий «отечественная словесность», «литературная критика» и «журналистика».
2. Социально-эстетическое назначение литературной критики в России. Профессиональная, писательская и читательская литературная критика в России.
3. Объёмы и различение понятий «творческий процесс» и «литературный процесс».
4. Объёмы и различение понятий «литературная классика», «беллетристика», «массовое чтиво». Роль читателя в общественно-литературном процессе.
5. Научные школы в отечественном литературоведении (характеристика одной из них по выбору экзаменующегося).
6. Понятие о литературно-художественном мотиве, сюжете и композиции.
7. Автор в эпосе (анализ произведения русской литературы по выбору экзаменующегося).
8. Автор в лирике (анализ произведения русской литературы по выбору экзаменующегося).
9. Автор в драме (анализ произведения русской литературы по выбору экзаменующегося).
10. Читатель в литературно-художественном тексте (анализ произведения русской литературы по выбору экзаменующегося).
11. История и теория литературы в их соотношении.
12. Роль литературной культуры в профессиональной деятельности журналиста.
13. Основные разновидности современной журналистики (печать, радио, телевидение, интернет-журналистика).
14. История отечественной литературы и журналистики в их соотношении.
15. Словесность, литературная критика и журналистика в Интернете.
Научная деятельность преподавателей и студентов Института филологии и журналистики ведётся в русле основных научных направлений института, оформленных в качестве инициативных научных тем: «История отечественной медиакритики», «Текстовый диалектный корпус и корпусные исследования диалектной речи», «Развитие словообразовательной и лексической системы русского языка», «Механизмы литературных трансформаций», «Исследование возможностей русского языка с позиций теории и практики эффективности коммуникации в разных сферах жизни человека», «Динамика дискурсивного пространства в социокультурном контексте». В Институте также реализуется НИР по заказу Министерства образования – «Жанры речи в различных сферах традиционной и современной коммуникации в России». Результаты научно-исследовательской работы публикуются в рецензируемых журналах и научных сборниках. Преподаватели и аспиранты ИФиЖ имеют возможность публиковаться в научных журналах «Известия Саратовского университета. Новая серия. Филология. Журналистика» и «Жанры речи» (входят в список ВАК). Преподаватели, студенты и аспиранты представляют результаты своей научно-исследовательской деятельности на научных конференциях, в том числе регулярно организуемых Институтом филологии и журналистики: ежегодная всероссийская конференция молодых учёных «Филология и журналистика в XXI веке» (по результатам конференции ежегодно выходит сборник научных статей молодых учёных «Филологические этюды»), международные Скафтымовские чтения, международные Баранниковские чтения, международные научные чтения «Чернышевский и его эпоха», международная конференция «Междисциплинарные связи при изучении литературы», международная научно-практическая конференция «Личность – Язык – Культура», ежегодная всероссийская конференция Оксфордского Российского фонда «Наука и общество: проблемы современных гуманитарных исследований». Студенты и аспиранты института принимают участие в работе специальных семинаров по основным научным направлениям института.