Skip to main content Skip to search

В Саратовском университете открыта лаборатория инклюзивного обучения

17 November, 2016 - 18:45

В Саратовском университете открыта лаборатория инклюзивного обучения

Authors:
Text: 
Алина Желудкова
Photo: 
Виктория Викторова

В рамках открытия лаборатории инклюзивного обучения 16 ноября в XII корпусе СГУ состоялся проектно-аналитический семинар «Создание регионального учебно-методического центра по обучению инвалидов на базе СГУ».

Приветствовала коллег из различных структур университета, которые причастны к созданию и работе лаборатории, проректор по среднему профессиональному образованию и социальной работе О.Е. Нестерова. Ольга Евгеньевна отметила, что в СГУ существует Центр инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов, который помогает людям с ОВЗ освоиться в университете благодаря повышению доступности объектов и образовательных услуг. Однако подразделения, осуществляющего учебно-методическую помощь инвалидам, до октября 2016 года в университете не было. Именно поэтому было принято решение о создании Лаборатории инклюзивного обучения, входящей в состав Центра инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов. В лабораторию закуплено современное оборудование, она будет оснащена специализированными программно-техническими комплексами, дающими возможность студентам-инвалидам различных нозологий в доступной для них форме получать знания и умения, заниматься научной работой. Помогать овладевать знаниями им помогут специалисты факультета психолого-педагогического и специального образования, Института электронного и дистанционного обучения и Центра инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов.

По словам проректора, инклюзия находится в центре внимания федерального Правительства и Минобрнауки России, поэтому Саратовский университет одним из первых откликнулся на вызовы времени и необходимость изменения системы. Ольга Евгеньевна сделала акцент на том, что лаборатория открывается проектом, который представляет её руководитель, доцент кафедры специальной психологии, кандидат психологических наук М.Д. Коновалова, и попросила аудиторию поддержать Марину Дмитриевну предложениями. О.Е. Нестерова пожелала коллегам плодотворной работы, успехов, грантов, интересных исследований. Как символ процветания она подарила сотрудникам лаборатории экзотическое растение.

С.Ю. Кузнецова, руководитель Центра инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов, доложила о координирующей роли структуры и её успешном взаимодействии с другими подразделениями университета, в частности с Институтом довузовского образования, Институтом дополнительного профессионального образования, Центральной приёмной комиссией, Институтом электронного и дистанционного обучения, факультетами и институтами СГУ. Она подчеркнула, что Саратовский университет ведёт большую и кропотливую работу по инклюзии: создана Школа волонтёров-тьюторов, которые проходят соответствующие тренинги и мастер-классы, что позволяет им быть поддержкой и опорой своим товарищам, которым необходимы особые условия для обучения. Впереди ещё большой путь, и лаборатория стала его логическим продолжением.

М.Д. Коновалова рассказала коллегам о подготовке проекта создания регионального учебно-методического центра по обучению инвалидов на базе Саратовского университета.

Марина Дмитриевна обозначила основные вехи развития инклюзии в СГУ: в 2012 – 2013 годах прошёл проект «Учимся жить вместе», который стал импульсом для создания уже в 2014 году Центра инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов. В 2015 университет участвовал в проекте Московского психолого-педагогического университета по дистанционному обучению студентов с инвалидностью. В этом году была создана лаборатория инклюзивного обучения. Динамика числа студентов с ОВЗ в Саратовском университете с 2011 по 2016 год имеет устойчивую тенденцию роста. М.Д. Коновалова продемонстрировала структуру взаимодействия подобного центра не только со всеми подразделениями вуза, но и с другими университетами соседних регионов.

Семинар завершился обсуждением, в котором приняли участие сотрудники Центра инклюзивного сопровождения, заведующие кафедрами и декан факультета психолого-педагогического и специального образования, представители Учебного управления, Зональной научной библиотеки СГУ, Института дополнительного профессионального образования. Они выступили с предложением ввести адаптационные дисциплины в учебные планы, коммуникативные практикумы для всех студентов и преподавателей, чтобы сделать среду доступной, открытой и комфортной.