19 мая в Белом зале 14 корпуса состоялся семинар «Реабилитационный потенциал высшего образования». Мероприятие было приурочено к открытию Всероссийской научно-практической конференции «Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход».
Спикером семинара стала Мухаметзянова Флера Габдульбаровна – проректор по научной работе НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ». Доклад Флеры Габдульбаровны был посвящен особенностям инклюзивного образования в вузе, а также обобщению опыта обучения и трудоустройства инвалидов в Республике Татарстан. Университет управления «ТИСБИ» начал заниматься профессиональным образованием инвалидов с 1996 года и за это время приобрел огромный опыт в данной сфере. За 20 лет в вузе выстроилась эффективная система непрерывного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями. Координирует эту деятельность Окружной учебно-методический центр по обучению инвалидов.
В университете успешно функционируют такие крупные структуры, как научно-образовательный кластер, главной целью которого является обеспечение доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также Республиканский межвузовский центр по работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья, сфера деятельности которого включает научную, учебно-методическую, профориентационную работу, социальную адаптацию и интеграцию студентов с инвалидностью.
Основным научным интересом Флеры Габдульбаровны стала разработка субъектно-ориентированного подхода в инклюзивном образовании. Данный термин определяется самим автором как «подход к студенту как субъекту жизнедеятельности, учебно-профессиональной деятельности на основе интеграции в контексте реализации важнейших механизмов инклюзивного образования: абилитация, реабилитация и социализация инвалидов и лиц с овз в образовательное пространство вуза».
Студенты с инвалидностью полностью вовлечены как в научную, так и в культурную жизнь университета, постоянно проявляют свои возможности: участвуют в научно-практических конференциях, мероприятиях, направленных на развитие творческого потенциала.
Выступление докладчика вызвало большой интерес и множество вопросов, в том числе касающихся трудоустройства, разработки учебных планов для студентов с инвалидностью, внедрения адаптивной физической культуры.
В заключение семинара Флера Габдульбаровна поблагодарила Саратовский государственный университет за приглашение на конференцию, а также предложила всем желающим публиковать свои статьи в журнале «Инклюзия в образовании».