17 мая 2016 года в Гуманитарно-экономическом лицее преподаватели кафедры русской филологии и медиаобразования ИФиЖ СГУ провели кафедральный день, посвященный профессору А.П. Скафтымову.
Ученики 10 класса приняли участие в филологическом квесте «По страницам литературной классики с А.П. Скафтымовым». Ведущими увлекательного путешествия выступили доценты Г.М. Алтынбаева и А.В. Раева.
Правила участия включали не только внимательное слушание и чтение выведенных на экран высказываний А.П. Скафтымова, но и участие с дискуссии, ответы на вопросы ведущих. Результативность отмечалась призовыми билетами.
Завязкой игры стало узнавание среди многочисленных граффити на набережной Космонавтов, изображающих связанных с Саратовской землей известных людей (Чернышевский, Гагарин, Раскова) композиции, посвященной профессору Александру Павловичу Скафтымову. Как оказалось, многие её видели, но никто не подходил ближе и не задавался вопросами о том, кто там изображен и чем он знаменит.
Первый, ознакомительный тур завершился фрагментом видеофильма, снятого студентами-журналистами об основателе саратовской филологической школы.
Получив как маршрутную карту скафтымовские посылы «Читать честно» и «Читать медленно», ребята вместе с преподавателями ИФиЖ отправились в путь – в мир научного наследия А.П. Скафтымова.
Первая остановка – книга «Поэтика и генезис былин». Ученики вместе с Г.М. Алтынбаевой не только узнали, благодаря работе ученого, и по ходу обсуждения вспомнили типичные черты былинных героев. Тур закончился ответом на вопрос: «Каким качеством не могут обладать былинные герои?» – «психологизмом».
Второй круг – творчество М.Ю. Лермонтова. В напряженно психологический мир лирики поэта и пространство его психологического романа «Герой нашего времени» в трактовке А.П. Скафтымова 10-классники погрузились вместе с А.В. Раевой. Они не только попробовали восстановить строфы из предложенных строк стихотворений Лермонтова, но и с большим интересом обсудили характерный для поэзии Лермонтова образ лирического героя, а затем узнали, как интерпретирует Скафтымов образ Печорина.
Третий круг игры был посвящён творческому методу Ф.М. Достоевского. Горячие споры вызвал вопрос о том, в чем же причина душевных терзаний Раскольникова. И приведённые А.В. Раевой фрагменты высказываний А.П. Скафтымова оказались очень точными и логичными и, без сомнения, открыли новые грани образа главного героя «Преступления и наказания».
Четвертый, завершающий тур был посвящен «психологическому рисунку» (термин А.П. Скафтымова) в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Недавно закончив на уроках литературы изучение романа-эпопеи, ребята внимательно слушали и активно участвовали в разговоре, вспоминали знаковые фрагменты и ключевых героев.
В итоге все «герои» соединились в предложенном кроссворде, который с блеском разгадали самые активные участники квеста.
Игра завершилась подведением итогов и обобщением научных принципов А.П. Скафтымова, которые могут пригодиться не только начинающему исследователю, но и любому читателю литературной классики.
Успешно пройдя филологический квест, наиболее активные его участники стали обладателями памятных призов, а набравший самое большое количество призовых билетов ученик 10 класса Рустам Шабаев получил в подарок книгу.
На протяжении всей игры за действом наблюдали и всё фиксировали на фотокамеру учитель русского языка и литературы ГЭЛ Л.А. Кулешова и доцент кафедры русской филологии и медиаобразования ИФиЖ Л.В. Зимина.
И участники, и гости поблагодарили организаторов за 45 минут увлекательного нескучного путешествия в мир русской классики глазами А.П. Скафтымова.