Skip to main content Skip to search

Арендачук
Ирина
Васильевна

Associate Professor
Education: 
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2003 г., педагог-психолог
Идентификаторы в системах наукометрии: 
Thesis and academic degrees: 
PhD in Psychology, Структурно-функциональная организация профессионализма личности в научно-педагогической деятельности, 2008 г.
Research Interests: 
Психология профессионализма и профессиональной успешности личности
Профессиональное самоопределение личности
Психологические факторы социальной активности молодежи
Психология рисков в образовательной среде вуза
Психологические и акмеологические проблемы развития субъектов образования
Общий стаж: 
35 лет
Стаж по специальности: 
26 лет
Work experience: 
Assistant, кафедра человековедения ИДПО СГУ, 2003 to 2006
Senior lecturer, кафедра педагогики СГУ, 2007 to 2008
Associate Professor , кафедра психологии образования Педагогического института СГУ., 2009 to 2010
Associate Professor , кафедра педагогики и психологии профессионального образования ИДПО СГУ; кафедра социальной психологии образования и развития (совместительство), 2010 to 2014
Associate Professor , кафедра социальной психологии образования и развития;кафедра педагогики и психологии профессионального образования ИДПО СГУ (совместительство), с 2014 по н.в.
Other Administrative Positions: 

Общественная работа: Член редакционной коллегии журнала «Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития» (ВАК).

Участие в программах и конкурсах научных проектов:

2012-2013 г. «Социально-психологический анализ процессов социализации и адаптации личности в условиях динамично развивающегося общества» Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы". №14.В37.21.1009. Россия.

2018-2020 г. «Психологические механизмы и факторы социальной активности молодежи». РНФ (проект№ 18-18-00298). Россия

Преподаваемые дисциплины: 
Бакалавриат:
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся
Детская практическая психология
Основы психологического консультирования
Психология дошкольного возраста и образовательные программы для детей дошкольного возраста
Методические основы научно-исследовательской работы
Магистратура:
Кадровый консалтинг в образовательной организации
Психологическое консультирование в сопровождении образовательного процесса
Методология научных исследований в образовании
Основы организации научно-исследовательской работы
Психолого-педагогические основы проектирования в образовании и социальной сфере
Психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности
Методология психолого-педагогического исследования
Руководство практикой:
учебная ознакомительная
производственная
научно-исследовательская
Main Publications: 

Монографии

1. Шамионов Р.М., Григорьева М.В., Арендачук И.В., Бочарова Е.Е., Усова Н.В., Кленова М.А., Шаров А.А., Заграничный А.И. Психология социальной активности молодежи. М.: Издательство «Перо», 2020. 200 с. ISBN 978-5-00171-619-8

2. Шамионов Р.М., Гарбер И.Е., Бочарова Е.Е., Голованова А.А., Вагапова А.Р., Фадеева Т.Ю., Арендачук И.В., Акименко А.К., Кленова М.А. Позитивная психология личности. Монография. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2018. 200 с. ISBN 978-5-292-04452-9

3. Арендачук И.В. Профессионализм личности в научно-педагогической деятельности: структурно-функциональный подход: монография. Саарбрюкен: Изд-во LAP LAMBERT Academic Publishing, 2010. 192 с.

Учебные пособия:

1.  Арендачук И.В. Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения и профессиональной ориентации учащихся. М.: Издательство «Перо», 2015. 150 с.

2.  Арендачук И.В., Ширяева В.А., Ступина С.Б. Профессиональное развитие субъектов образования в обществе риска. М.: ООО «Ваш полиграфический партнер», 2014. 172 с.

3.  Арендачук И.В. Основы психологии семьи и семейного консультирования в учреждениях образования. Саратов: ИЦ «Наука», 2009. 74 с.

4.  Арендачук И.В. Психология профессионализма в научно-педагогической деятельности. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2006. 124 с.

Публикации в журналах из Перечня ВАК

1. Арендачук И.В. Деятельностные характеристики социальной активности молодежи разных возрастных групп // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т 9. Вып. 2. С. 148-161. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-2-148-161

2. Арендачук И.В. Субъектно-деятельностные детерминанты образовательно-развивающей активности учащейся молодежи // Образование и саморазвитие. 2020. Т. 15. № 2. С. 103-119. DOI: https://doi.org/10.26907/esd15.2.09

3. Арендачук И.В.  Субъектно-деятельностные детерминанты видов социальной активности учащейся молодежи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019. № 4. С. 560–581. http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2019-16-4-560-581

4.Арендачук И.В. Особенности профессионального самоопределения учащихся на этапе подготовки к профильному обучению // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т 7. Вып. 3. С. 204 -211. https://elibrary.ru/item.asp?id=35553668

5. Арендачук И.В. Динамика ценностно-смысловых характеристик социальной активности современной молодежи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15. № 3. С. 287-307. http://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/article/view/19463

6.  Арендачук И.В. Ценностно-смысловые характеристики социальной активности молодежи в зависимости от форм ее проявления // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т 18. Вып. 4.  С. 425-432. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2018-18-4-425-432

7.  Арендачук И.В. Ценностно-смысловые факторы социальной активности у молодежи при различных условиях жизнедеятельности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т 7. Вып. 4. С. 347-359. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-4-346-358

8.  Арендачук И.В. Структурно-функциональный подход к процессу формирования самосознания личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т 6. Вып. 2 (22). С. 110-118. https://elibrary.ru/item.asp?id=29186208

9.  Арендачук И.В. Самооценка и Я-концепция как факторы межличностных отношений подростков // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т 5. Вып. 4 (24). С. 356-360. https://elibrary.ru/item.asp?id=30752979

10.  Арендачук И.В. Самоотношение в структуре самосознания подростков и юношей: динамика развития // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т 17. Вып. 4. С. 434-439. https://elibrary.ru/item.asp?id=32367583

11.  Арендачук И.В. Риски профессионального самоопределения старшеклассников: психолого-педагогический аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. Вып. 1. С. 70-77. http://elibrary.ru/item.asp?id=25717847

12.  Арендачук И.В. Формирование информационно-коммуникативных потребностей подростков средствами массовой коммуникации как институтом социализации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016. № 1. С. 87-95. http://elibrary.ru/item.asp?id=25774520

13. Арендачук И.В. Мотивационная готовность студентов-юристов к будущей профессиональной деятельности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. Вып. 3. С. 195-204. http://elibrary.ru/item.asp?id=26738680

14. Арендачук И.В. Психологические факторы проявления стилевых особенностей педагогического общения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016. № 3. С. 80-88. http://elibrary.ru/item.asp?id=26674379

15. Арендачук И.В. Изменение учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе обучения в вузе // Вестник Московского университета.  Серия 20. Педагогическое образование. 2016. № 4. C. 60-72. https://elibrary.ru/item.asp?id=28282044

16. Арендачук И.В. Воспитательная работа как компонент психолого-педагогического сопровождения адаптации первокурсников к образовательной среде вуза // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2015. № 4. С. 81-91. http://elibrary.ru/item.asp?id=25223965

17. Арендачук И.В. Динамика мотивации студентов в процессе профессиональной социализации // Психология обучения. 2015. № 10. С. 70-79. http://elibrary.ru/item.asp?id=24170166

18. Арендачук И.В. Жизненные стратегии личности в контексте  профессиональной самоактуализации: психолого-акмеологический подход // Психология обучения. 2014. № 11. С. 74-84. http://elibrary.ru/item.asp?id=22413147

19. Арендачук И.В. Адаптационная готовность личности к учебно-профессиональной деятельности: системно-диахронический подход // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 10 (30). С. 27.  http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/10201327/pdf_447 ;  http://elibrary.ru/item.asp?id=21585929

20. Арендачук И.В. Издержки профессиональной социализации личности в деятельности социономического типа // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 9 (17). С. 54. http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/9/arendachuk.pdf ; http://elibrary.ru/item.asp?id=18070980

21. Арендачук И.В. Субъектные условия профессионализма и успешности преподавателя вуза в контексте ведущих теорий личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2010. Т. 10. № 3. С. 61-67. http://elibrary.ru/item.asp?id=15252442

22. Арендачук И.В. Профессиональные компетенции в структуре профессионализма преподавателей высшей школы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2009. Т. 9. № 4. С. 63-68. http://elibrary.ru/item.asp?id=13029179

Scopus, Web of Science:

1. Арендачук И.В. Субъектно-деятельностные детерминанты образовательно-развивающей активности учащейся молодежи // Образование и саморазвитие. 2020. Т. 15. № 2. С. 103-119. DOI: https://doi.org/10.26907/esd15.2.09

2. Arendachuk I.V. Subjective determinants of social activity of the student youth // SHS Web Conf.  "Trends in the development of psycho-pedagogical education in the conditions of transitional society" (ICTDPP-2019). 2019. Vol. 70. P. 5. DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/20197008003

 
Conferences: 
Научная сессия Санкт-Петербургской общественной научно-исследовательской организации «Общественная академия акмеологических наук»: «Акмеологическая теория, технологии измерения повышения качества подготовки будущих специалистов образования»., С-Петербург. Россия., 2020 г.