Skip to main content Skip to search

Работы победителей IV Конкурса «Власть слова»

3 June, 2015 - 13:30

Работы победителей IV Конкурса «Власть слова»

Продолжаем серию публикаций работ обладателей Гран-при и победителей Четвёртого конкурса для творчески одарённых старшеклассников Саратовской области, других регионов России и стран ближнего зарубежья «ВЛАСТЬ СЛОВА», который проводился Институтом филологии и журналистики СГУ.

Сегодня вашему вниманию представлена работа, получившая Гран-при в номинации «Филологический этюд». Автор – Алексей Гаврилов, ученик 11 класса МОУ «Гимназия № 7». г. Саратов. Учитель-консультант – Елена Валерьевна Киселёва.


Загадка чёрного человека в мировой литературе

Введение

Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь…

С. Есенин, отрывок из поэмы «Черный человек»

Чёрный человек. Какие ассоциации возникают у людей с этим словосочетанием? Чёрный человек… Кому-то представляются дикие африканцы с копьями в руках, а кому-то представляется неясная безликая тень, имеющая форму и кажущаяся осязаемой, будто живое существо. Подобный образ возникает, например, в «маленькой трагедии» Александра Сергеевича Пушкина «Моцарт и Сальери», а также в поэме «Чёрный человек» Сергея Есенина, но это далеко не единичные случаи появления столь загадочного образа в художественной литературе. Антон Павлович Чехов «Чёрный монах». Александр Блок «Двойник».

Не только в отечественной, но и зарубежной литературе появляется образ Чёрного человека, который играет почти мистическую роль в творчестве писателей и поэтов, например, в цикле стихотворений Альфреда де Мюссе «Ночи», а в особенности стихотворение «Декабрьская ночь».

Интерес к этому образу возник у меня при прочтении поэмы Сергея Александровича Есенина «Чёрный человек». Мне самому интересно всё, что связано с мистикой и загадкой. Я даже не подозревал, что Чёрный человек довольно часто встречается в художественных произведениях.

Пытаясь объяснить феномен этого образа, литературоведы и филологи выдвигали и до сих пор выдвигают теории о происхождении Чёрного человека, но загадка Чёрного человека по сей день до конца не разгадана. Я надеюсь, что моё исследование сможет приблизить к разгадке этого таинственного образа, поэтому цель моей работы – выдвинуть собственную теорию, почему данный образ постоянно возникает в художественной литературе, и создать собственную интерпретацию художественного образа Чёрного человека.

Для достижения этой цели я поставил перед собой следующие задачи:

  1. Попытаться понять причины возникновения образа Чёрного человека не только в художественной литературе, но и в устном народном творчестве,
  2. Проследить эволюцию образа Чёрного человека в мировой литературе XIX и XX веков.
  3. На примере художественных произведений выявить общие черты, которые присущи образу Чёрного человека.

Основная часть

Первые упоминания о Чёрном человеке

Впервые Чёрный человек появляется в древних легендах и преданиях и сказках. Например, Чёрный Всадник из русских народных сказок, приносящий несчастья Чернобог из мифологии балтийских славян, чёрный Кощей Бессмертный, чёрные великаны из скандинавского фольклора. На основе приведённых примеров можно прийти к выводу, что Чёрный человек – это не просто абстрактный образ – это целый архетип. Этому есть доказательства. Понятно, что все эти образы окрашены в чёрный цвет, что в свою очередь является своеобразным символом, который уже на психологическом уровне сознания людей воспринимается как нечто негативное: неизвестность, потаённость, угроза, болезнь и даже смерть. Данные ассоциации возникают у людей неосознанно. Для Чёрного человека характерна безличность – отсутствие конкретных черт лица и фигуры, также Чёрный человек обладает сильным влиянием на эмоции человека, собственной инициативой и специфической энергетикой. Образ Чёрного человека устойчив, так как его структура осталась неизменной на протяжении многих столетий. Он несет в себе два аспекта: позитивный и негативный. Негативный проявляется в отрицательном влиянии на людей и их психику. Позитивный аспект заключается в том, что, как правило, Чёрный человек заставляет объект своего воздействия задуматься о собственном бытии и подталкивает исправить нечто в своей жизни. Так, Чёрный человек может являться своеобразным рычагом воздействия Высших Сил на человека. Всё это доказывает, что Чёрный человек не есть простая выдумка художника, а есть целый архетип.

Общеизвестен тот факт, что писатели и поэты часто обращались к мифологии и фольклору. Исключением не стали и литературные деятели XIX–XX веков, поэтому я бы хотел начать анализ эволюции образа Чёрного человека именно с XIX века, так как именно в этот период Чёрный человек приобретает несколько иные черты, нежели в период его фольклорно-мифологического существования.

Образ Чёрного человека в литературе XIX века

Одним из самых ярких литературных гениев XIX века, без сомнения, является Александр Сергеевич Пушкин, и именно с его произведения «Моцарт и Сальери», в котором Чёрный человек обретает новые черты, хотелось бы рассмотреть эволюцию образа Чёрного человека.

Чёрный человек в пушкинской трагедии предстаёт в образе безликого существа, одетого в чёрное. Он появляется в качестве незваного гостя и заказывает Моцарту реквием. Выполняя заказ незнакомца, композитор постоянно испытывает чувство внутренней тревоги:

Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам-третей
Сидит.

Дальнейшие события показывают, как Сальери отравляет Моцарта, и тот последний раз в своей жизни играет свою музыку – тот самый реквием, который создал по заказу таинственного незнакомца.

Очевидно, что Чёрный человек в данной трагедии предстал вестником судьбы, пророком, несущим Моцарту предзнаменование. Элемент преследования Чёрным человеком Моцарта придает образу незримость и скрытость – он вовсе не становится открытым преследователем. Чёрный человек у А.С. Пушкина не является злым духом, приносящим людям несчастья. Он – инструмент Судьбы, который лишь указывает на грядущие события, но Чёрный человек не принимает в них непосредственного участия – он становится лишь звеном в цепочке «Провидение – Человек».

Другим писателем, в творчестве которого также возникает мрачный образ Чёрного человека, стал Антон Павлович Чехов. Встреча с чеховским Чёрным человеком происходит в повести «Чёрный монах», глубоко пронизанной философскими конфликтами и христианскими мотивами.

В повести А.П. Чехова Чёрный человек становится чёрным монахом, который медленно сводит с ума главного героя – Андрея Васильевича Коврина. Монах заставляет Коврина поверить в то, что он избранный Богом, он убеждает Коврина в том, что он на самом деле гениален, что он, подобно Моисею, один из тех, кто поведёт людей по пути великого счастливого будущего, откроет им тайну бессмертия. Коврин понимает, что чёрный монах – это галлюцинация, однако – по словам того же монаха – человек с нормальным сознанием всего лишь стадное и примитивное существо. Позже герой понимает, что все те философские мысли, которые внушал ему чёрный монах, были и у него самого, но он отодвигал их на задворки сознания. Чёрный монах развивает в Коврине манию величия и в конце концов покидает Коврина, когда главного героя отправили на лечение в психиатрическую больницу, что окончательно разрушило его жизнь. Спустя некоторое время чёрный монах вновь появляется, чтобы подарить Коврину уже не иллюзорное счастье в безумии, а лёгкую и желанную смерть.

Анализируя повесть А.П. Чехова и, в частности, образ чёрного монаха, можно обнаружить несколько новых черт Чёрного человека.

Во-первых, Чёрный человек в повести предстал пусть и в облике монаха, но на самом деле он является искусителем. Сладкие речи монаха и его философские размышления наводят читателя на мысль, что перед ним вовсе не святой монах, а сам лукавый.

Во-вторых, чеховский Чёрный человек – это тот, кто воздвигает мнимые идеалы для людей, заманивает в их собственные грёзы, а затем, упиваясь их безумием и медленным духовным разложением, убивает в них всё высокое и светлое, что было когда-то достоянием их души.

Таким образом, Чёрный человек в повести А.П. Чехова «Чёрный монах» является искусителем, толкающим людей к аморальному поведению, отравляющим разум кошмаром под личиной философа. Можно предположить, что чёрный монах в этом произведении ещё и второе лицо главного героя. А.П. Чехов создает двойника, являющего собой темную сторону души Коврина. Такая «идея двойника» была присуща не только произведениям русской литературы, но и произведениям зарубежной литературы.

Незадолго до выхода в свет повести «Чёрный монах», в 1886 году, выходит сборник стихотворений французского поэта-романтика Альфреда де Мюссе под названием «Ночи». В одном из стихотворений Мюссе также упоминается Чёрный человек, причём с повторяющимися словами: «Как брат, похожий на меня». Чёрный человек у Альфреда де Мюссе – это преследующий лирического героя образ, в котором воплощается одиночество. Чёрный человек Мюссе – это двойник, чёрное отражение души, которое пропускает через себя все внутренние переживания и эмоции, становясь Призраком, являющим собой на самом деле одиночество лирического героя:

Я с тобой не расстанусь. Но помни,
Прикоснуться к тебе не дано мне:

О мой друг, одиночество я.

Образ Чёрного человека в каждой строфе преображается, претерпевая ряд изменений. Будто отражение в зеркале, вслед за взрослеющим лирическим героем изменяется и Чёрный человек: от «ребенка в черном, с кротким взглядом» ко «всему в черном, человеку убогому».

Таким образом, Чёрный человек у Мюссе вовсе не отрицательный персонаж и не совокупность того низкого, что есть в человеке – он становится трагическим персонажем, который лишь раскрывает сущность лирического героя стихотворения. Чёрный человек Мюссе – не галлюцинация, как у А.П. Чехова, а Призрак, видение, которое преследует лирического героя, приходя в те моменты, когда он чувствует себя одиноким. Отражение внутреннего мира, двойник души лирического героя, передающий читателю настроение и чувства лирического героя, – вот кем является Чёрный человек в лирике Мюссе.

Схожие мотивы двойников-отражений встречаются в произведении английского писателя викторианской эпохи Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»: точная копия главного героя на портрете сподвигает главного героя к тщеславию и губит его, становясь уродливым отражением не внешности, но внутреннего мира Дориана Грея.

Ещё одной иллюстрацией двойничества персонажа может служить «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», принадлежащая перу Роберта Стивенсона. Доктор Джекил и мистер Хайд – это один и тот же человек, но в разных «обличьях». Мистер Хайд делает целый ряд отвратительных поступков, бессмысленных и жестоких, в то время как доктор Джекил – уважаемый в обществе человек. Мистер Хайд, делающий чудовищные злодеяния, – это тот же доктор Джекил, в котором его злое начало получало власть, и Джекил мог спокойно грешить в этой оболочке. Однако доктор перестал контролировать процесс своего превращения в Хайда, что привело доктора к отчаянию и гибели.

Подводя итог рассмотрению эволюции образа Чёрного человека в мировой литературе XIX века, хочется сказать следующее: Чёрный человек в представлении писателей и поэтов того времени стал мрачным отражением духовного разложения, декаданса и морального падения людей. Чёрный человек становится воплощением темной стороны человеческой души, противопоставленной светлой её части. Именно из этого внутреннего морально-этического конфликта и возникла «идея двойничества» человека, в которой Чёрный человек представляет темную сторону человека, его греховность.

Однако, на мой взгляд, наибольшую популярность образ Чёрного человека получил в начале XX века в России, сотрясаемой революциями не только в политической, но и в духовной жизни.

Образ Чёрного человека в литературе XX века

Чёрный человек нашел своё воплощение в творчестве таких поэтов XX века, как Александр Александрович Блок и Сергей Александрович Есенин, причёем с тем же, зародившимся ещё в XIX веке уклоном в идею Чёрный человек-двойник, что особенно проявляется в стихотворении А.А. Блока с символическим названием «Двойник».

Лирический герой, которого автор отождествляет с самим собой, в «октябрьском тумане» вдруг встречает «стареющего юношу», который предостерегает его:

…шепчет: "Устал я шататься,
Промозглым туманом дышать,
В чужих зеркалах отражаться
И женщин чужих целовать..."

Чёрный человек предстает в «образе печальном», который после философского размышления:

Быть может, себя самого
Я встретил на глади зеркальной?

превращается в зеркальное отражение души лирического героя.

Чёрный человек у Блока – это совокупность совести и внутренних переживаний, превращающихся в стареющего юношу. Это является символом медленно угасающей молодости, что заставляет лирического героя задуматься о собственной жизни и, возможно, изменить её к лучшему. Декаданс души приводит к появлению столь загадочного образа, который является сигналом к качественному изменению человека на нравственно-духовном уровне.

Образ Чёрного человека находит воплощение также в поэме С.А. Есенина «Чёрный человек», последнем крупном произведении поэта.

Вся поэма проникнута тёмным, сумрачным настроением, которое нагнетается сюжетом поэмы и заставляет читателя проникнуться трагедией лирического героя. Чёрный человек в этой поэме занимает центральное место наравне с лирическим героем, который также, как и у А.А. Блока, отождествляется с автором произведения. Поэма-исповедь с необычайной энергетикой потребовала от С.А. Есенина создать такой образ, который бы стал катализатором сюжета, преображал бы все образы, которые его окружали, и создавал особую гнетущую атмосферу произведения. Так появился есенинский образ Чёрного человека.

Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Черный человек,
Черный, черный...

Речь Чёрного человека занимает большую часть произведения. В ней обнажаются все тёмные глубины души лирического героя, его жизнь и осуждаются практически все его начинания. Чёрный человек называет поэзию «дохлой томной лирикой». Он, подобно Чёрному монаху Чехова, произносит отвратительные речи, оборачивая их вуалью философии:

Счастье, – говорил он,–
Есть ловкость ума и рук.

Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
Это ничего,
Что много мук
Приносят изломанные
И лживые жесты.

Чёрный человек презирает всякое искусство, для него не существует понятий «искренность» и «сострадание».

В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым –
Самое высшее в мире искусство!

Лирический герой вступает в противоборство с Чёрным человеком, спорит с ним, называет «прескверным гостем». Но Чёрный человек не оставляет лирического героя. Он вновь приходит к нему, продолжает давить на отравленный алкоголем разум, вновь и вновь произнося отвратительные речи, говоря о лирическом герое как о падшем человеке. Что удивительно, читатель до самого конца поэмы теряется в догадках, кем же на самом деле является Чёрный человек. Ответ кроется в последних строках поэмы:

Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один…
И разбитое – зеркало…

Недосказанность, обрывистость фраз заставляет читателя проникнуться всем тем ужасом и страхом, что «нагоняет на душу» образ Чёрного человека.

Чёрный человек у Есенина – это отражение самого писателя, воплощающее в себе жесткую самокритику. Чёрный человек коверкает все идеалистические понятия имажинистов, пренебрежительно относится к любви и поэзии, разрушает всё высокое, ценное для человека. Чёрный человек – это отражение не только лирического героя-поэта, а отражение целой эпохи – начала двадцатого века, когда Россия была сотрясаема революцией, сметающей на своем пути все традиционные понятия и воздвигающей новый порядок и новые ценности. Это доказывает также и то, что поэма «Чёрный человек» писалась Есениным в период с 1922 по 1925 год и была завершена 11 ноября 1925 года. В этот период распадалась группа имажинистов: в 1922 году эмигрировал Александр Кусиков, в 1924 году о роспуске «Ордена воинствующих имажинистов» объявили Сергей Есенин и Иван Грузинов, другие имажинисты вынужденно отошли от поэзии, обратившись к прозе, драматургии, кинематографу, во многом даже ради заработка. Имажинизм подвергся критике в советской печати. Идеалы имажинистов рушились, как рушился и мир С.А. Есенина, и всё это нашло отклик в поэме «Чёрный человек».

Чёрный человек теперь не только отражение внутреннего мира человека, не просто его двойник и не вестник судьбы или смерти – в поэме С.А. Есенина Чёрный человек превращается в эпохальный образ, несущий в себе колоссальное значение не только для литературы, но и для истории. Гремящая в стране революция, распад литературного кружка, личные переживания С.А. Есенина – всё это слилось в едином образе Чёрного человека, потрясающего своей живостью и влиянием на окружающий мир: живое становится неживым («деревья, как всадники, съехались в нашем саду», «деревянные всадники сеют копытливый стук»), а душевное состояние из рассеянно-пьяного переходит в ярость и бешенство («Голова моя машет ушами, как крыльями птица. Ей на шее ноги маячить больше невмочь» – и здесь вспоминается образ поэта – Людогуся В.В.Маяковского – определением сущности поэзии в поэме «Пятый Интернационал», «Я взбешен, разъярен, и летит моя трость прямо к морде его, в переносицу!..»). Воистину, образ Чёрного человека приобретает черты эпохального образа в поэме С.А. Есенина.

Заключение

Разгадка тайны Чёрного человека?

Итак, мною были рассмотрены образы Чёрного человека в произведениях писателей и поэтов XIX–XX веков и были сделаны обобщения с целью создания собственной интерпретации образа Чёрного человека. Я считаю, что образ Чёрного человека используется художниками слова для того, чтобы, во-первых, показать личностную трагедию. Во-вторых, отобразить настроение времени. В-третьих, создать мистическую атмосферу. В-четвёртых, показать всеобщий общественный кризис. В-пятых, выразить внутренние переживания людей, живущих в «эпоху перемен».

Подводя итог, обобщу полученные ранее выводы. Чёрный человек представлен в художественной литературе в разных образах. Во-первых, как вестник судьбы и смерти в трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Во-вторых, как искуситель и омраченный двойник души в повести А.П. Чехова «Чёрный монах», что также встречается в произведениях О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» и Р. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». В-третьих, как призрак, видение, отражение тайных глубин человеческой души, образ одиночества в стихотворении Альфреда де Мюссе «Декабрьская ночь». Подобным образом Чёрный человек преображается в стихотворении А.А. Блока «Двойник». И в-четвёртых, как отражение самокритики, эпохальный образ революции и разрушения в поэме С.А. Есенина «Чёрный человек».

Я сделал попытку проследить эволюцию образа Чёрного человека, начиная с фольклора и мифологии, заканчивая произведениями известных поэтов XX века, и пришёл к следующему выводу. Образ Чёрного человека – это целый спектр внутренних нравственно-духовных кризисов, преображающихся в мистическую и таинственную форму, которая несёт в себе тёмное настроение и угрозу. Многогранность этого образа объясняется тем, что в различные эпохи общество и каждого человека в частности терзал свой Чёрный человек, будь то личностный кризис, научные достижения в различных областях, всеобщий декаданс или революция. Образ Чёрного человека – это совокупность душевных переживаний каждого человека, сливающийся в водоворот настроений целой эпохи, как правило темной, разрушительной и необузданной.

В литературе осталось ещё множество таинственных образов и загадок, которые ещё только предстоит разгадать. Одну из таких тайн я и попытался раскрыть в своей работе «Загадка Чёрного человека в мировой литературе».

 

Список использованной литературы

  1. Н.И. Шубникова-Гусева «Комментарии к поэме С.А.Есенина «Черный человек»
  2. Н. Новикова «Происхождение образа Чёрного Человека на примере одноименной поэмы Есенина», 2013
  3. Р. Федоровна «Чёрный человек. Анализ поэмы», 2011
  4. А.Б. Криницын «Мотив двойника в русской поэзии XIX века», 2013
  5. И. Рождественская «Образ чёрного человека в трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» и в поэме С. Есенина «Чёрный человек»
  6. И. Шлиоская «Ночные незнакомцы»
  7. А. Чадаева «Разложение души. О повести А.П. Чехова «Чёрный монах»
  8. Е.М. Мелетинский «Миф и двадцатый век»
  9. С.Н. Кирьянов «Поэма «Чёрный человек» в контексте творчества Сергея Александровича Есенина и национальной культуры»
  10. В. Цымбурский «От «Моцарта и Сальери» к «Чёрному человеку»
  11. А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»
  12. С.А. Есенин «Черный человек»
  13. А.А. Блок «Двойник»
  14. А.П. Чехов «Черный монах»
  15. А.-д. Мюссе «Декабрьская ночь», в переводе В. Набокова (1928)
  16. О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
  17. Р. Стивенсон «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»

Список использованных интернет-ресурсов

  1. feb-web.ru
  2. mobile.studme.org
  3. ru.wikipedia.org
  4. google.ru
  5. blok.lit-info.ru
  6. school-essay.ru
  7. ru.wikisource.org
  8. goldlit.ru
  9. rvb.ru
  10. km.ru
  11. persee.fr