Skip to main content Skip to search

Горина
Любовь
Вячеславовна

Associate Professor
Education: 
Саратовский государственный педагогический институт, 1983 г.
Идентификаторы в системах наукометрии: 
AuthorID: 301443ArXiv Author ID
Thesis and academic degrees: 
PhD in Education , Подготовка будущего учителя к полихудожественно-дидактическому проектированию, 2000 г.
Research Interests: 
Художественное образование в ДОУ и начальной школе
Полихудожественное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста
Художественно-педагогическое проектирование
Управление качеством художественного образования в ДОУ
Поликультурное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста
Общий стаж: 
41 год
Стаж по специальности: 
41 год
Work experience: 
Associate Professor
, с 2002 по н.в.
Other Administrative Positions: 

В 1983 году  с отличием окончила Саратовский ордена «Знак почета» государственный педагогический институт им. К.А. Федина

Начало трудовой деятельности – 1983 год.

С 1983 года по 1992 год работала учителем музыки в школе в г. Заречный (Пенза-19).

С 1992 года работает на факультете, сначала ассистентом, затем старшим преподавателем, с 2002 года и по настоящее время – доцентом кафедры методологии образования (ранее – кафедра педагогики и психологии начального обучения и кафедра педагогики начального и дошкольного образования).

В 2000 г. Л.В. Горина защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

В 2005 г. присвоено ученое звание доцента.

В 2017 году окончила магистратуру по направлению 44.04.01 Педагогическое образование (профиль «Менеджмент дошкольного образования»).

В 2019 году вошла в состав редакционной коллегии научного сборника "Гуманизация образовательного пространства" (продолжающееся издание, режим доступа: https://sgu.ru/node/138970)

 

Biography: 

 

Образование:

  • 2022: Обучение в Университете  Иннополис по программе "Цифровые технологии в преподавании профильных дисциплин" (Иннополис, 144 академ. часа, с 01.03.2022 по 28.05.2022, удостоверение о повышении квалификации удостоверение в процессе подготовки).

  • 2019: Программа «Создание инклюзивной образовательной среды в профессиональном образовании». (Саратов, ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского»,  с 20.02.2019 по 17.05.2019, удостоверение о повышении квалификации № 180000132028) 

  • 2018: Обучение в Институте дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского» по программе «Социокультурные факторы и проблемы современного образования» (Саратов, ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского», с 24.09.2018 по 07.12.2018г., удостоверение о повышении квалификации №180000131426

  • 2017: магистратура по направлению 44.04.01 Педагогическое образование (профиль «Менеджмент дошкольного образования»).

  • 2008: курсы повышения квалификации в ГУ «Институт художественного образования» РАО, г. Москва. «Педагогика искусства: теория и практика высшего образования»

  • 1979 – 1983: Саратовский ордена «Знак Почёта» государственный педагогический институт им. К.А. Федина (год окончания 1983, факультет: музыкально-педагогический, специальность: музыка и пение).

Читаемые курсы:

  • Дошкольная педагогика
  • Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования
  • Этнопедагогика
  • Образовательные программы для детей дошкольного возраста
  • Управление качеством дошкольного образования
  • Технологии дошкольного образования

Награды и поощрения:

2019: Почетная грамота и памятный знак в честь 110-летия   Саратовского национального исследовательского государственного университета".

Преподаваемые дисциплины: 
Дошкольная педагогика; Методика обучения в дошкольном образовании; Методика музыкально-эстетического развития младших школьников; Методика организации детской музыкальной деятельности; Образовательные программы для детей дошкольного возраста;
Main Publications: 

Статьи: 

 

  1. Горина Л.В., Тасеменова М. Современные модели женского образования в россии и казахстане//Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12. № 2 (46). С. 185-191. ISSN: 2304-9790 eISSN: 2541-9013
  2. Горина Л.В., Кузнецова Т.А. Мини-футбол в дошкольной образовательной организации //В сборнике: Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен. Материалы VIII Международной научной конференции. В рамках проекта "А.З.Б.У.К.А. детства". Отв. редактор Т.А. Чичканова. Самара, 2023. С. 158-164. ISBN: 978-5-98229-520-0
  3. Горина Л.В., Нехаева Д.С. Воспитательный потенциал туристской деятельности на примере образовательной работы со старшими дошкольниками// В сборнике: Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен. Материалы VIII Международной научной конференции. В рамках проекта "А.З.Б.У.К.А. детства". Отв. редактор Т.А. Чичканова. Самара, 2023. С. 289-292. ISBN: 978-5-98229-520-0
Горина Л.В. Организация профессиональной помощи воспитателям на базе муниципальной методической службы // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 2А. С. 45- 55.  ISSN 2223-5434 https://elibrary.ru/download/elibrary_46448153_41161019.pdf
 
Горина Л.В. Материнская забота как поддержка эмоционального благополучия ребенка раннего возраста // Образование и право. 2021. № 5. С. 276-279. ISSN 2076-1503  https://elibrary.ru/item.asp?id=46502753
 
Горина Л.В., Колесниченко Ю.Ю. Взаимодействие искусств как социокультурный и педагогический феномен // Культура и цивилизация. 2021. Том 11. № 3А. С. 199-208. ISSN 2223-5426  https://elibrary.ru/download/elibrary_46691038_29772317.pdf
 
Горина Л.В. Формирование готовности педагогов к социальному партнерству с родителями: результаты исследования / Л.В. Горина, О.В. Иванова // Приоритеты воспитания: историко-культурный поиск и современные практики: материалы Всероссийской научно-практической конференции к 90-летию Воронежского государственного педагогического университета (г. Воронеж, 19-20 мая 2021 г.). В 2-х ч. / под ред. М. В. Шакуровой. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2021. – Ч. II. – С. 30 – 36. ISBN 978-5-00044-828-1   https://elibrary.ru/download/elibrary_47529252_62762887.pdf

Горина Л.В., Иванова О.В. Использование цифровых технологий в работе по формированию готовности дошкольной образовательной организации и семьи к партнерству // Гуманизация образовательного пространства: материалы Международного форума \ редакционная коллегия: Е.А. Александрова (ответственный редактор), Е.А. Плешкевич (заместитель ответственного редактора), Н.Н. Саяпина (ответственный секретарь) [и др.]. – Саратов: Саратовский университет, 2021 –588 с.: ил (3,1 Мб) С. 529-535 ISSN (online): 2658-736X

Горина Л.В. Формирование готовности семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья к социальному партнерству с дошкольной образовательной организацией / Специальное образование и социокультурная интеграция: сб. науч. статей; гл. ред. Ю.В. Селиванова. – Саратов: Саратовский университет, 2020. – Вып. 3. – С. 579 – 585. ISSN: 2712-8296 (Online). (в соавторстве с магистранткой О.В. Ивановой)https://elibrary.ru/download/elibrary_44875103_53641488.pdf

Горина Л.В. Педагогическая поддержка познавательной активности детей старшего дошкольного возраста // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 5А. Ч. I. С. 492-499. ISSN 2223‑5434 DOI: 10.34670/AR.2020.45.5.211  https://elibrary.ru/download/elibrary_42649988_77468087.pdf

Горина Л.В. Сетевое взаимодействие как одно из направлений тьюторского сопровождения // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы / Н.Г. Дубешко (гл. ред.), Н. Ф. Захарченя (отв. ред.). – Барановичи: изд-во БарГУ, 2020. - С. 268 – 270. ISBN 978-985-498-904-4 (в соавторстве с аспирантом Сенаторовой К.П.) https://elibrary.ru/download/elibrary_46524471_56149117.pdf

  1. Горина Л.В. Педагогическая поддержка познавательной активности детей старшего дошкольного возраста // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 5А. Ч. I. С. 492-499. ISSN 2223‑5434   DOI: 10.34670/AR.2020.45.5.211 https://elibrary.ru/download/elibrary_42649988_15060250.pdf
  2. Горина Л.В. Основные вехи государственной политики в сфере дошкольного образования // Образование и право. - 2019. - № 10. С. 200 — 204.  ISSN 2076-1503    https://elibrary.ru/item.asp?id=41852578

Горина Л.В. Использование медиа-ресурсов в процессе художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста // Образование детей дошкольного и младшего школьного возраста: диалог наук о детстве / Под ред. И.В. Сушковой и др. -  Елец: Изд-во ЕГУ им. И.А. Бунина, 2019. – Часть II. –  С. 169-176. ISBN 978-5-00151-045-1 (ч. II)   

Сенаторова К.П., Горина Л.В. Сетевое взаимодействие как одно из направлений тьюторского сопровождения // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы / Н.Г. Дубешко (гл. ред.), Н. Ф. Захарченя (отв. ред.). – Барановичи: изд-во БарГУ, 2020. - С. 268 – 270. ISBN 978-985-498-904-4

  1. Горина Л.В. Основные вехи государственной политики в сфере дошкольного образования // Образование и право. - 2019. - № 10. 
    Горина Л.В. Педагогическая поддержка познавательной активности детей старшего дошкольного возраста // Педагогический журнал. - 2019. - № 5. 

Горина Л.В. Использование медиа-ресурсов в процессе художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста // Образование детей дошкольного и младшего школьного возраста: диалог наук о детстве / Под ред. И.В. Сушковой и др. -  Елец: Изд-во ЕГУ им. И.А. Бунина, 2019. – Часть II. –  С. 169-176. https://elibrary.ru/item.asp?id=41189119

Горина, Л.В. Соотношение понятий психолого-педагогического и тьюторского сопровождения / Л.В. Горина, К.П. Сенаторова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. -  Том 7. -  № 4(25). -  С. 231 - 234. ISSN 2311-0066https://elibrary.ru/download/elibrary_36746052_57665231.pdf

Горина Л.В., Сенаторова К.П. Тьюторское сопровождение ребенка в условиях инклюзивной образовательной практики //В сборнике: Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен материалы IV Международной научной конференции в рамках проекта "А.З.Б.У.К.А. детства". 2018. С. 164-169. ISBN: 978-5-98229-366-4 режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_35662783_84188973.pdf

Горина Л.В., Улитина Л.И. Использование мультипликации в образовательной работе с детьми дошкольного возраста // в сборнике: Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен материалы IV Международной научной конференции в рамках проекта "А.З.Б.У.К.А. детства". 2018. С. 464-470. ISBN: 978-5-98229-366-4 режим доступа:https://elibrary.ru/download/elibrary_35662866_53294045.pdf

Горина Л.В., Гурьянова Н.Ю. Обучение детей народному пению на основе этнопедагогического подхода // Этнокультурное образование в современном мире: Сб. науч. статей по материалам Всероссийской очно-заочной научно-методической конференции «Этнокультурное образование в современном мире» (г. Саратов, 18-20 апреля 2017) / Науч. ред. Е.А. Александрова; ред.-сост. И.В. Кошкина. М.: Издательство «Перо», 2017.  С. 126-132 . ISBN 978-5-906961-68-6

Горина Л.В., Улитина Л.И., ф-т ППиСО, 4 к., 421 гр. Значимость народной игрушки в развитии детей дошкольного возраста // Педагогическое и психологическое образование: результаты научных исследования и их использование в образовательной практике / Отв. ред. Сукиясян А.А. В 2-х ч. Ч. 1. Уфа: Омега-сайнс, 2017. С. 63-67. ISBN 906970-95-4

Горина Л.В. Музыка на интегрированном уроке в начальной школе//Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 115-121. http://elibrary.ru/download/elibrary_25895622_77895181.pdf

Горина Л.В. Взаимодействие искусств на интегрированном уроке в начальной школе// В сборнике: Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник статей XII Международной научно-практической конференции «Артемовские чтения». Министерство образования и науки РФ; Пензенский государственный университет; Педагогический институт имени В. Г. Белинского. 2016. С. 20-26.http://elibrary.ru/item.asp?id=26117450

Улитина Л.И., Горина Л.В. Психолого-педагогическая экспертиза детских игрушек//В сборнике: Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход Москва, 2016. С. 290-298.http://elibrary.ru/item.asp?id=26574059

Горина Л.В., Морозова Е.Е. Социокультурная направленность эколого-эстетического образования младших школьников//В сборнике: Совершенствование экологообразовательной деятельности в саратовской области Межвузовский сборник научных трудов Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции. 2016. С. 33-40.http://elibrary.ru/item.asp?id=27304061

Горина Л.В. Приобщение детей к культуре и традициям народов Поволжья в условиях полиэтнического состава образовательных организаций//Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен Материалы II Международной научной конференции. 2016. С. 344-351.http://elibrary.ru/download/elibrary_26559388_73009011.pdf

Горина Л.В. Самостоятельная работа студентов по освоению технологии художественно-педагогического проектирования В сборнике: Организация самостоятельной работы студентов Материалы докладов V Международной очно-заочной научно-практической конференции. 2016. С. 352-358. http://elibrary.ru/item.asp?id=27619522

Горина Л.В. Конкурентоспособность воспитателя детского сада// Дыльновские чтения "Социологическая диагностика современного общества "Материалы научно-практической конференции Дыльновские чтения. 2016. С. 373-379. http://elibrary.ru/item.asp?id=26398424

Горина Л.В. Взаимодействие музыки и литературы в образовательном процессе В сборнике: Проблемы филологического образования межвузовский сборник научных трудов: материалы Всероссийской научной конференции. Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. 2016. С. 45-52.http://elibrary.ru/item.asp?id=26767581

Горина Л.В. Педагогические стратегии индивидуализации художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста В сборнике: Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход Москва, 2016. С. 527-535.http://elibrary.ru/item.asp?id=26574164

Горина Л.В. Особенности подготовки руководителей дошкольных образовательных организаций по магистерской программе «Менеджмент дошкольного образования» // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение Материалы V Международной научной конференции. Ученый совет факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского; ответственные редакторы: Ю. О. Бронниковой, Л. В. Мясниковой, Т. Г. Фирсовой. 2016. С. 798-803. http://elibrary.ru/download/elibrary_26478837_92198007.pdf

 Горина Л.В. Организация художественно-эстетической деятельности дошкольников как культурной практики // Детский сад: теория и практика. Культурные практики детства и их организация в дошкольной образовательной организации. 2015. № 5. С. 92 – 99. ISSN 2220-9700

Горина Л.В. Профессиональный рост педагогов как фактор повышения качества дошкольного образования // Изв. Сарат. ун-та. Нов сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3. Вып.4. С. 372-375. ISSN 1814-733X, ISSN 2304-9790

Gorina L. Strategia di istruzione prescolare in Russia nel contesto dei requisiti di stato // Italian Science Review. 2014; 4(13). PP. 425-428. Available at URL: http://www.ias-jour-nal.org/archive/2014/april/Gorina.pdf

Горина Л.В. Развитие дошкольного образования в России на рубеже XX–XXI веков // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2014. № 7. С. 47 – 53.

Горина Л.В. Проектирование содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования // Современная наука: теоретические и прикладные аспекты развития: научно-методический сборник. Вып. I / гл. ред. Романова И.В. – Чебоксары: ЦДИП «INet», 2014. – С. 61 -64.

Горина Л.В., Колесниченко Ю.Ю. Профессиональная подготовка воспитателей к проектированию в области художественно-эстетического развития дошкольников // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. 2015. № 1. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2015/gorina_kole.... 0,25 п.л. ISSN 1997-4558

Горина Л.В., Колесниченко Ю.Ю. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста // Вестник Бурятского государственного университета. Вып. 1. Педагогика. 2015. №. 1. С. 105-109.  ISSN 1994-0866 https://elibrary.ru/download/elibrary_23088551_77937753.pdf

Горина Л.В. Методология проектирования образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» // Дошкольное образование в России XXI века: диалог наук о детстве сборник материалов Всероссийского симпозиума. Елец: Изд-во ЕГУ имени Бунина, 2014. С. 148-153. ISBN 978-5-94809-714-5

Горина Л.В. Возможности искусства в регуляции эмоциональной напряженности учителей начальных классов // // Педагогика искусства: электронный научный журнал. - №1 2013, URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2013/gorina 13 04 2013.pdf

Горина Л.В. Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Художественное творчество» в педагогическом процессе дошкольного учреждения // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сб. науч. ст. / Бел. гос. пед. ун-т им. М.Танка; под общ. ред. Л.Н. Воронецкой. – Минск: БГПУ, 2013. – С. 63 – 65.

Горина Л.В. Готовность менеджеров дошкольного образования к обеспечению качества художественно-эстетического развития детей // Методики и технологии обеспечения и оценки качества образования: сб. мат. междунар. науч. конф., Украина, г. Киев, 26-28 июня 2013 г. / под ред. проф. В.В. Ткачевой. – Киров: МЦНИП, 2013. – С. 91 – 95.

Горина Л.В. Активизация познавательной деятельности младших школьников средствами искусства // Известия Саратовского университета им. Н.Г. Чернышевского. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2. № 2. С. 235 – 240.      

Горина Л.В., Колесниченко Ю.Ю. Проблема оценки качества художественного образования в дошкольном учреждении // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 4. С. URL: http:// psye-du.ru/journal/2013/4/Gori-na_Kolesnichenko.phtml

Горина Л.В. Художественно-педагогическое проектирование в системе подготовки педагогов дошкольного образования // Диссеминация результатов научных исследований в практику дошкольного образования: Сб. науч. статей / науч. ред. д-р пед. наук, проф. А.Г. Гогоберидзе. – СПб. Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. – С. 415 – 421.

Горина Л.В. Формирование эстетического отношения дошкольников к природе в процессе восприятия программной инструментальной музыки // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, п:ерспективы. Сб. статей XI Международной науч.-практич. конф. «Артемовские чтения» / Под общ.ред. М.А. Родионова. Пенза: Изд-во ПГУ  2015. С. 207-210. ISBN 978-5-906796-56-1

Горина Л.В. Подготовка студентов к проектированию урока на полихудожественной основе // Начальная школа. – 2009. - № 8. – С. 44 – 47. https://elibrary.ru/download/elibrary_13002692_22665536.pdf

Горина Л.В., Морозова Е.Е. Эколого-гражданский проект «Зеленая Аллея Памяти» // Начальная школа. – 2006. - № 1. - С. 56 – 62.https://elibrary.ru/item.asp?id=9309785

Горина Л.В., Морозова Е.Е. Музыка на уроках естествознания (статья) // Начальная школа. – 2003. – № 10. – С. 85 – 91. 

Учебно-методические пособия:

Горина Л.В. Дошкольная дидактика: Учебное пособие – М.: Издательство «Перо», 2021. – 256 с.  [Электронное издание] ISBN 978-5-00189-723-1
 
Горина Л.В. Проектирование образовательного процесса в детском саду и начальной школе: полихудожественный подход: учебное пособие. – М.: Издательство «Перо», 2021. – 176 с. – [Электронное издание]. ISBN  978-5-00189-724-8
Горина Л.В., Колесниченко Ю.Ю. Дошкольное образование в современном ракурсе: Учебное пособие – М.: Издательство "Перо", 2020. – 256 с. ISBN 978-5-00171-566-5
 
Горина Л.В., Колесниченко Ю.Ю. Художественно-эстетическое развитие дошкольников: Учебное пособие – М.: Издательство "Перо", 2020. – 144 с. ISBN 978-5-00171-567-2
Горина Л.В. История дошкольной педагогики и дошкольного образования: учебное пособие. – М.: Издательство "Перо", 2019. – 272 с.  ISBN 978-5-00150-746-8

Монография:

Горина Л.В., Рахимбаева И.Э. Художественно-педагогическое проектирование (проблемы подготовки учителя). - Саратов: изд-во "Слово", 2002. – 144 с.