Skip to main content Skip to search

Информатика в образовании

Направление подготовки: 
Форма(ы) подготовки: 
очная
Ведется набор
Язык обучения: 
Русский
Нормативный срок обучения очно: 
2 года
Аннотация профиля: 

На факультете компьютерных наук и информационных технологий реализуется подготовка магистров по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование», магистерская программа «Информатика в образовании».

Срок освоения ООП магистратуры по очной форме обучения – 2 года.

Для поступления в магистратуру абитуриент должен:

- 1) иметь высшее профессиональное образование, подтвержденное документом государственного образца (квалификация «Бакалавр» или «Дипломированный специалист»);

- 2) успешно пройти вступительное испытание в форме собеседования, проводимое на факультете компьютерных наук и информационных технологий СГУ.

Магистр по профилю «Информатика в образовании» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: педагогической, научно-исследовательской, методической.

Местами трудоустройства выпускников могут быть учреждения образования любого уровня – школьного (основного и дополнительного) образования, профессионального  (среднего, высшего и дополнительного) образования, послевузовского образования, а также  органы управления образованием и учреждения социальной направленности. Исходя из высокого уровня подготовки, выпускник может занимать не только базовые должности согласно профилю подготовки (учитель информатики и информационно-коммуникационных технологий, преподаватель компьютерных наук и информационных технологий, методист или научный сотрудник исследовательского отдела/центра/организации в области информатизации образования), но и руководящие посты.

Перечень дисциплин в учебном плане и их содержание адаптируется под уровень подготовки обучающихся, под их запросы, под запросы работодателей. Особое внимание уделяется курсам «Методические системы обучения информатики», «Методика преподавания компьютерных наук», которые расширены и дополнены теоретическими и практическими разделами в соответствии с новым ФГОС для школьного образования и высшего образования, таким образом, чтобы обеспечить непрерывное образование в сфере информатики и ИКТ. Для магистрантов разработана система уникальных дисциплин: «Методика организации и проведения педагогического эксперимента», «Право в сфере образования», «Инновационные процессы в образовании», «Организация научно-исследовательской работы в образовательном учреждении», «Использование инновационных педагогических технологий в современной образовательной среде учреждения», «Методика обучения информатики в рамках инклюзивного образования», «Методика обучения информатики одаренных детей, подростков и молодежи», «Теория и методика обучения информатике студентов естественно-научных направлений», «Теория и методика обучения информатике студентов гуманитарных направлений», «Теория и методика обучения программированию в общеобразовательных учреждениях», «Теория и методика обучения программированию в высшей школе».

В основе подготовки магистрантов по направлению «Педагогическое образование» профиль «Информатика в образовании» стоит задача как освоения традиционных и современных образовательных технологий (основанных на использовании средств информационно-коммуникационных технологий), так и поиск их оптимального внедрения. Выпускники магистратуры имеют возможность преподавать информатику, как в качестве учителя, так и вузовского преподавателя.

За два года обучения магистранты имеют возможность пройти три вида практики (как учитель/преподаватель, как педагог-исследователь): «Педагогическая практика», «Научно-педагогическая практика», «Преддипломная практика». На протяжении всего обучения студенты выполняют научно-исследовательскую работу, ориентированную на их профессиональные потребности, публикуют свои наработки в научных изданиях. По итогам выполнения НИР магистранты разрабатывают готовый продукт, возможно, в виде: информационного образовательного пространства школы, программы элективного курса, дистанционные курсы для обучающихся, программные продукты для лиц с особыми возможностями здоровья и др.. За счет включения студентов в учебно-исследовательскую, научно-исследовательскую, производственную и инновационно-проектную деятельность университета формируется готовность выпускника для продолжения образования в аспирантуре по педагогике. 

 

Направления и результаты научно-исследовательской деятельности: 

Научно-исследовательская работа (НИР) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки магистров по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование» (профиль «Информатика в образовании»), способных применять на практике полученные знания, умения и навыки.

Основные задачи НИР магистрантов:

·        формирование мотивации к исследовательской работе и содействие в овладении научными методами познания, углубленному и творческому освоению учебного материала;

·        пропаганда различных форм научного творчества в соответствии с принципом единства науки и практики, развитие интереса к фундаментальным исследованиям как основе для создания новых знаний;

·        воспитание творческого отношения к своей профессии через исследовательскую деятельность;

·        обучение методикам и средствам самостоятельного решения научно-технических задач;

·        привлечение наиболее одаренных магистрантов к целенаправленной научной и научно-организационной работе в различных научных коллективах, освоению современных образовательных технологий.

НИР магистрантов является необъемлемой частью учебного процесса и организуется непосредственно на выпускающих кафедрах «Информационные системы и технологии в обучении» (зав.кафедрой, к.п.н. Александрова Н.А.), «Информатика и программирование» (зав.кафедрой, к.ф.-м.н. Огнева М.В.) и «Математические основы информатики и олимпиадного программирования на базе МАОУ «Физико-технический лицей № 1» города Саратов» (зав.кафедрой, д.ф.-м.н. Абросимов М.Б.). Руководство НИР магистрантов осуществляет ведущими преподавателями указанных кафедр.

НИР магистрантов предусматривает:

·        выполнение заданий, лабораторных работ, курсовых и выпускных квалификационных работ, содержащих элементы научных исследований;

·        выполнение конкретных нетиповых заданий научно-исследовательского характера в период производственных практик;

·        изучение теоретических основ методики, постановки, организации и выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обработки научных данных в рамках научно-исследовательской работы «Моделирование и разработка технологий обучения информатике».

Тематика НИР логически и содержательно взаимосвязана с научно-исследовательской тематикой выпускающих кафедр:

·        Разработка инновационных средств обучения и методик их использования для систем образования (руководитель тематики профессор кафедры «Информатика и программирования», д.т.н.  Фалькович А.С.; ведущий ученый доцент кафедры «Информатика и программирование», к.ф.-м.н. Федорова А.Г.)

·        Исследование проблем информатизации  образования: школа – вуз (руководитель тематики зав.кафедрой «Информационные системы и технологии», к.п.н. Александрова Н.А.; ведущий ученый доцент кафедры «Информационные системы и технологии», к.п.н. Храмова М.В.)

Магистранты, добившиеся значимых результатов при выполнении НИР, имеют возможность представить свои работы на семинарах и конференциях различного уровня – студенческом семинаре «Теоретические проблемы информатики и её приложения» (руководитель семинара зав.кафедрой «Информатика и программирование», к.ф.-м.н. Огнева М.В.), ежегодной студенческой научной конференции факультета компьютерных наук и информационных технологий, ежегодной научной конференции студентов СГУ, ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании»,   регулярной Международной научной конференции «Компьютерные науки и информационные технологии» и т.д.

Магистранты, проявившие большие способности к НИР и добившиеся существенных успехов, рекомендуются к продолжению обучения в различных аспирантурах СГУ.

 

Рабочие программы