В среду, 2 апреля, состоялась восьмая встреча Клуба абитуриентов ИФиЖ СГУ на тему «Когда форма становится содержанием». Она была посвящена креативному письму. В этот раз интересной и полезной информацией делилась доцент кафедры общего литературоведения и журналистики Александра Васильевна Раева.
В начале встречи, подводя абитуриентов к теме беседы, Александра Васильевна объяснила, что в основе анализа любого текста есть две стороны – размышления о содержании и размышления о форме. На форме остановились подробнее. Абитуриенты смогли привести примеры из художественной литературы разных эпох, отмечая влияние времени на изменение формы текста. О том, что иногда внешнее, то есть форма, бывает более важной, чем содержание, и пошла речь в беседе.
Одним из самых необычных примеров данному явлению может служить фигурный стих. В таком произведении стихотворными строками нарисована какая-либо фигура, отражающее содержание лирического произведения. Один из основателей данного вида письма – церковный деятель Симеон Полоцкий, создававший свои фигурные стихи раньше, чем была введена силлабо-тоническая система стихосложения. Как отметила Александра Васильевна, церковники видели в подобных стихах некий сакральный смысл. Гийом Аполлинер продолжал традицию фигурного стиха (одно из наиболее известных его произведений – «Раненая голубка»). Позже такой вид стихосложения переняли футуристы.
Не менее интересен акростих. Это так называемые «стихи-загадки», в которых первая буква каждой строчки образует отгадку, слово, помогающее понять суть произведения. Такие стихотворения в основном посвящали определённым людям или событиям.
В визуальной поэзии большую нагрузку несёт зрительный образ. Обычно в таких произведениях выделяются слова, на которых нужно акцентировать внимание, а также по-разному членятся одинаковые слова. Мы можем увидеть это, например, в стихотворении А. Альчук «Весна».
Палиндромы – это стихотворения, в которых каждую строку можно прочесть задом наперёд, и смысл от этого не поменяется. Такие вещи требовали тончайшей, ювелирной работы. Наиболее преуспел в написании палиндромов Велимир Хлебников, написав целую поэму («Разин») в этом духе. Не менее интересным видом является анаграмма, в которой каждая последующая строка состоит из букв предыдущей.
Абитуриентам, вооружённым новыми знаниями, предлагалось закончить кусочки анаграмм, а также попытаться разгадать некоторые палиндромы. С заданиями справлялись объединёнными усилиями.
По материалам Анастасии Митиной
Фото Ольги Незнаевой