Top.Mail.Ru
Skip to main content Skip to search

Олимпиада по политологии для школьников

16 December, 2013 - 15:30

Олимпиада по политологии для школьников

Mute
Current Time 0:00
/
Duration Time 0:00
Loaded: 0%
Progress: 0%
Stream TypeLIVE
Remaining Time -0:00
 

В мероприятии, подготовленном преподавателями кафедры политических наук юридического факультета, приняли участие более 70 школьников Саратова, Энгельса, Балаково, Балашова, Вольска и многих других районных и сельских школ области.

С приветственным словом участникам олимпиады выступила декан юридического факультета, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Галина Николаевна Комкова.

Она поздравила собравшихся с юбилеем Конституции РФ и отметила, что ее принятие стало важным шагом на пути становления России как демократического, правового и социального государства.

Именно Конституция РФ заложила фундамент политического устройства и основных институтов российского государства, которые за двадцать лет сумели оправдать себя и доказать свою эффективность. На ее основе были сформированы органы государственной власти, система сдержек и противовесов, система федеративного устройства, российская многопартийность, основные принципы выборов и функционирования избирательной системы.

Кроме того Конституция РФ, как основной закон страны,  закрепила совокупность прав и свобод российских  граждан во всех сферах общественной жизни.

В заключение декан поблагодарила присутствовавших на мероприятии учителей за проделанную серьезную работу по подготовке школьников к олимпиаде и пожелала успеха участникам в работе секций.

Доценты кафедры политических наук Вера Геннадьевна Семенова и Елена Викторовна Сергеева рассказали о проделанной организационной работе по подготовке олимпиады в рамках первого и второго тура. Они отметили большой интерес, проявленный учащимися различных школ  области к проблематике олимпиады в ходе тестирования, и  подчеркнули высокий уровень работ, представленных к третьему туру. В рамках второго тура членам жюри пришлось отбирать более чем из двухсот присланных на конкурс работ.

Организаторы поблагодарили аспирантов кафедры политических наук за помощь в проведении всесторонней экспертизы. Особую благодарность они высказали  декану Г.Н. Комковой за организационную поддержку инициативы кафедры в проведении олимпиады.   

Кроме того в рамках пленарного заседания были показаны видеоролики о значении Конституции в политической жизни страны, видеоролик "Кто такие политологи?", автором которого является студентка 121 группы направления подготовки "Политология" Наталья Красильникова, а студентки 221 группы направления подготовки «Политология» Юлия Чиндяскина и Алена Трунова рассказали о своей работе в Молодежном парламенте и Молодежном правительстве Саратовской области. Они подчеркнули, что совмещение учебной и общественной деятельности позволяет им лучше усваивать теоретические знания по политологии в рамках их практического применения.

С заключительным словом на пленарном заседании выступил заведующий кафедрой политических наук, доктор политических наук, профессор Александр Алексеевич Вилков.  

Он поздравил присутствующих участников с тем, что они стали победителями областной олимпиады по политологии, приуроченной к юбилею Конституции РФ, и отметил, что это действительно знаменательное событие в истории постсоветской России.  20 лет назад в условиях острого политического и социально-экономического кризиса, принятие Конституции РФ  стало той отправной точкой, той нормативно-правовой основой, с которой началась постепенная стабилизация политического и социально-экономического развития. Именно Конституция РФ позволила обществу уйти от опасности гражданской войны, которая многим казалась неизбежной.

А.А. Вилков отметил, что кафедра политических наук является старейшей на юридическом факультете, ей скоро исполнится 70 лет, поэтому на кафедре накоплены и  проверены  временем и многолетней практикой, устоявшиеся традиции работы со студентами. Но, несмотря на такую солидную историю, средний возраст преподавателей кафедры составляет  35-40 лет. На кафедре  стопроцентная остепененность:  в ее составе работает 5 докторов наук, профессоров и 9 кандидатов наук. Половина преподавателей кафедры - это бывшие ее выпускники. Кафедра обеспечивает все три уровня подготовки политологов: бакалавриат, магистратура и аспирантура. На базе кафедры действует диссертационный совет по защитам докторских и кандидатских диссертаций по политологии.

А.А. Вилков подчеркнул, что выпускники-политологи  хорошо востребованы и работают в областном и городском правительстве, во многих районных администрациях, в партиях и общественных  организациях, в консалтинговых центрах и СМИ, в рекламных агентствах и бизнес-структурах не только в Саратове, но и в Москве и многих других регионах России.

Кафедра политических наук гордится тем, что студенты не только получают профессию политолога, но и активно занимаются научной и общественной деятельностью. Подтверждением тому являются призеры Всероссийских олимпиад, участники международных научных конференций, разнообразных конкурсов и других мероприятий. Ежегодно кафедра выпускает молодежный сборник по политической науке в Саратове, в котором публикуют результаты своих научных исследований студенты, аспиранты и соискатели. Кафедра  гордится своими оксфордскими стипендиатами. В кафедральном портфолио хранятся  многочисленные грамоты, сертификаты и благодарности, полученные студентами за участие в разнообразных научных и общественных мероприятиях.

А.А. Вилков отметил, что присутствующие являются свидетелями и активными участниками формирования еще одной традиции кафедры политических наук СГУ - это проведение областной олимпиады по политологии для школьников.

Он подчеркнул, что анализ участия школьников  в олимпиаде на всех трех турах  показал, что ошибочны или не совсем верны три мифа, которые традиционно распространены в отечественных СМИ.

Миф первый состоит о том, что российская молодежь не интересуется политикой, что им все равно, что происходит в стране.

Массовое участие школьников Саратова, Энгельса, Вольска, Балаково, Ершова, Красноармейска, Аткарска и многих других районов Саратовской области показало, что такой интерес есть, что юные граждане России хотят знать, в какой стране они живут.

Второй миф о так называемом социальном эгоизме и «пофигизме» российской молодежи, о том, что ее интересует только материальное благополучие и развлечения.

Присланные работы показали, что молодежь неравнодушна, что школьники переживают за то, что происходит в стране, за свой народ, за свой город. В работах есть искреннее переживание и боль за те нерешенные проблемы, за те трудности, с которыми сталкивается наша страна.

Отсюда и разоблачение третьего мифа – об отсутствии патриотизма у российской молодежи, что она готова при любом удобном случае уехать и реализовать себя в любой другой стране.

Проявленная активность, содержание работ, показали, что свое будущее школьники связывают с Россией, что они озабочены тем, как сделать страну демократической и процветающей державой, в которой можно гордиться не только героическим прошлым, но и стабильным и благополучным настоящим и уверенным будущим.

А.А. Вилков поблагодарил родителей  и  учителей  за хорошее воспитание и пожелал присутствующим не потерять интерес к политике, подкрепить его высокими результатами  ЕГЭ по истории и обществознанию, а затем прийти в университет, получить профессию политолога, влить свежую молодую кровь в  российскую политическую элиту, и изменить ситуацию в политике  своим чистым взглядом,  высокими нравственными принципами и социальной ответственностью.

В заключение заведующий пожелал удачи в работе школьников по секциям, и высказал надежду, что независимо от занятых мест, организаторы олимпиады ждут ее участников летом в приемной комиссии в  классическом, национальном исследовательском университете им. Н.Г. Чернышевского.


Секция №1. Конституционное значение прав и свобод человека и гражданина.

Участники секции в своих выступлениях показали довольно высокий теоретический уровень подготовки, многие из них осуществили всесторонний анализ основных прав и свобод человека и гражданина. Ребята не только легко оперировали понятиями и определениями, но и предлагали свои способы решения сложившихся проблемных ситуаций, связанных с практической реализацией закрепленных в Конституции положений касающихся прав и свобод человека и гражданина.

Молодые люди использовали в своих выступлениях статистические данные самостоятельных социологических исследований, осуществляли краткий экскурс в историю создания и принятия основного закона России, приводили конкретные примеры практического применения основных положений Конституции РФ. Участники олимпиады ставили на повестку дня весьма актуальные и злободневные вопросы, связанные с увеличением срока полномочий Президента и Государственной Думы РФ, отменой графы «против всех» в избирательных бюллетенях.

Присутствующие на секции проявили большую заинтересованность в поставленных на рассмотрение докладчиками проблемах. Они не просто задавали интересные вопросы, но и высказывали свое мнение по поводу сложившейся ситуации в современной России, тем самым развенчивая миф о незаинтересованности молодых людей в участии в политическом процессе. Более того своими примерами, а многие из них принимают активное участие в социально-политической жизни страны, как на уровне школы, села так и города (например, участие в волонтерских мероприятиях) – молодые люди доказали, что в нашей стране формируется подрастающее поколение с активной гражданской позицией, желающих участвовать и заниматься социально-политической деятельностью на благо своей Родины.

По итогам работы секции места распределились следующим образом:

1 место – Крецул Анастасия Викторовна, г. Саратов, МАОУ «Гимназия №1», учитель Чернова Елена Владимировна;

2 место – Жиздюк Оксана Александровна, г. Саратов, МОУ «Лицей №47», учитель Тимофеева Наталья Александровна;

3 место – Идирова Аида Кайратовна, с. Александров Гай МБОУ «СОШ №3», учитель Брагина Наталья Владимировна.

Также следует отметить следующих участников Олимпиады, которые проявили наибольшую активность в дискуссии: Тертишникова Анастасия Александровна, Аллянова Алена, Шевченко София Александровна, Саналиев Эльмар Тахмаз Оглы, Цхай Вячеслав Радионович.


Секция №2. Конституционное значение прав и свобод человека и гражданина.

Рассуждая на тему гражданских прав и обязанностей, ребята выделяли важность осмысления и понимания таких категорий и проблем, как правовая культура граждан, политический абсентеизм, многопартийность и оппозиционность в современной России. Вопрос об отношении ребят к изменениям в системе образования, в связи с принятием нового закона, также не остался без внимания. Обосновывая свои позиции, школьники демонстрировали свои знания истории становления российской государственности и Конституции РФ, начиная с «Русской правды» Я. Мудрого. Существующие проблемы в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ, по мнению участников, необходимо решать, начиная с самого себя: «Не каждый из нас может быть управленцем, однако каждый может быть неравнодушным к жизни своего родного города или села» (Петросян Римпсиме Владимировна).

Активную гражданскую позицию участники олимпиады, пусть и в совсем юном возрасте, продемонстрировали благодаря их авторским проектам и разработкам в краеведческой и экологической сферах, участием в волонтерских организациях («Синегория»). Более того, специально для участия в олимпиаде ребята освоили довольно важные методы исследования в политологии такие, как интервью (Горбунова Алиса Сергеевна опросила Аиду Дисинбаеву, корреспондента «Первого антикоррупционного СМИ), социологический опрос (Петросян Римпсиме Владимировна опросила жителей пос. Солнечный относительно необходимости его озеленения, высадки тополей). Дмитриева Полина Дмитриевна, в защиту исторической и культурной ценности дома купца С. К. Корнилова на улице Московской, разработала целый авторский проект, проводила экскурсии для школьников и их родителей, а также написала статью в одну из саратовских газет, с целью обратить внимания администрации на этот архитектурный памятник.

Всего докладов было 12. Дипломами были награждены:

1 место - Горбунова Алиса Сергеевна, г. Саратов, «Общеобразовательный лицей ФГБОУ ВПО «СГТУ имени Гагарина Ю.А», учитель Красников Дмитрий Владиславович;

2 место - Петросян Рипсиме Владимировна, г. Саратов, МОУ «СОШ № 55», учитель Давыдова Юлия Юрьевна;

3 место - Дмитриева Полина Дмитриевна, г. Саратов, МОУ «СОШ № 8», учитель Буракевич Светлана Петровна.


В секции №3 «Политические институты и политические процессы в современной России» были представлены доклады, посвященные проблемам реализации норм Конституции в политической сфере жизнедеятельности современного российского общества.

Работы, представленные на суд жюри, были выполнены на высоком уровне. Участники продемонстрировали навыки исследовательской работы, публичного выступления, и, что особенно важно, высокий интерес к актуальным вопросам политической жизни России.

Исследовательская тематика докладов затрагивала различные сферы политической жизни: проблемы правового и социального государства, политического участия, местного самоуправления, коррупции, политической культуры, историко-сравнительный аспект российского парламентаризма и конституции и многие другие. Победитель секции, Богачкина Мария Олеговна, в своем исследовании поставила вопрос, к какой форме республики можно отнести Российскую Федерацию – смешанной, президентской или парламентской. Жюри отметило четкость формулировки проблемы и детальный анализ по комплексу параметров, высокую культуру подачи материала. Второе место было присуждено Безрукову Андрею Сергеевичу за доклад, посвященный проблемам социального государства, вызывавший бурную дискуссию в аудитории. Диплом за третье место получила Аникина Ольга Алексеевна, проанализировавшая правовую природу Конституции РФ и предложившая свои поправки, направленные на пресечение коррупции.

Следует отметить доклад Дебердеевой Сафии Ринатовны о правовом государстве в России и его проблемах. Автор предложила вернуть графу «против всех» на выборах для более полного выражения позиции граждан. Проблема волеизъявления граждан вызвала интерес многих участников. Так, Филиппова Анна Александровна из поселка Петровский, проанализировав участие граждан в электоральных процедурах на примере своего населенного пункта, говорила о том, что, несмотря на низкую активность граждан, принуждать их к участию в выборах не стоит, предложив культурно-просветительские меры популяризации выборов. О необходимости повышения политической культуры граждан эмоционально рассказала Мартынова Галины Вячеславовна, призвавшая к активному выражению своей гражданской позиции. Проблема местного самоуправления в современной России, а также грамотный сравнительный анализ конституций 1977 и 1993 года по этому параметру был представлен участницей Рябовой Ириной Сергеевной. Предложения по борьбе с коррупцией были высказаны также участницей Узаковой Валентиной Одилжоновой.

Жюри также отмечает активность участников, выразившуюся в большом количестве вопросов, заданных докладчикам. Авторами наиболее интересных и дискуссионных вопросов были Богачкина Мария Олеговна, Безруков Андрей Сергеевич, Аникина Ольга Алексеевна, Дебердеева Сафия Ринатовна, Мартынова Галина Вячеславовна, Александрова Екатерина Олеговна, Григорьева Кристина Олеговна, Узакова Валентина Одилжонова, Домрачева Мария Владимировна, Хайрова Алия, Филимонов Константин Сергеевич.

Дипломами были награждены:

1 место - Богачкина Мария Олеговна, г. Саратов, МАОУ «Гимназия № 87», учитель Кошеварова Эльвира Анатольевна;

2 место - Безруков Андрей Сергеевич, г. Саратов, «Общеобразовательный лицей ФГБОУ ВПО «СГТУ имени Гагарина Ю.А», учитель Красников Дмитрий Владиславович;

3 место - Аникина Ольга Алексеевна, МКОУ «СОШ с.Крутояр», учитель Аникина Татьяна Александровна.


Фотоальбом