Skip to main content Skip to search

Семеновская
Светлана
Алексеевна

Associate Professor
Education: 
Саратовский государственный педагогический институт, 1999 г., Филология, квалификация "Учитель русского языка и литературы "
Thesis and academic degrees: 
PhD in Philology (10.02.01), Индивидуально-авторское словотворчество в его отношении к языковому словообразовательному стандарту (На материале произведений К. Бальмонта и И. Северянина), 2007 г.
Research Interests: 
Авторская неология
Словообразование
Научные основы школьного учебника русского языка
Современные педагогические технологии
Современные средства оценивания результатов обучения
Общий стаж: 
22 года
Стаж по специальности: 
19 лет
Other Administrative Positions: 

1994-1999 гг – факультет русской словесности Саратовского государственного педагогического института.

1999-2002 гг – аспирантура очной формы обучения на кафедре русского языка Педагогического института СГУ.

2002-2005 гг – работа в МОУ «Лицей № 62» (внештатно), преподаваемый предмет – «Спецкурс по русскому языку» для учащихся филологического 10 и 11 класса.

2007 г – защита кандидатской диссертации по специальности 10.02.01 – Русский язык.

2007 – 2008 г работа в должности старшего преподавателя кафедры теории и истории языка Педагогического института СГУ.

С 2008 г по настоящее время – работа в должности доцента в  Педагогическом институте СГУ, а затем в Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского (кафедры теории и истории языка, русского языка и методики его преподавания, методики преподавания русского языка и литературы, русской филологии и медиаобразования).

Преподаваемые дисциплины: 
Практикум по орфографии и пунктуации
Трудности орфографии и пунктуации: методический аспект
Научные основы школьного учебника по русскому языку
Основы тестологии
ФГОС школьного филологического образования и школьные учебники
Методика обучения русскому языку
Main Publications: 
  1. Стандартное и нестандартное в индивидуально-авторском словотворчестве // Язык – текст – дискурс: традиции и новаторство: материалы международной научной конференции: в 2 ч. /под ред. проф. Н.А. Илюхиной; Федеральное агентство по образованию. – Самара: Издательство «Самарский университет», 2009. - Ч. 2. - С. 247-254. - ISBN 978-5-86465-460-6.
  2. Индивидуально-авторское словотворчество в свете проблемы эмпирической базы дериватологии // Развитие словообразовательной и лексической системы русского языка: Материалы III Республиканского научного семинара (18-21 ноября, г. Саратов). – Саратов: ИЦ «Наука», 2009. - С.191-201. - ISBN 978-5-9999-0153-8.
  3. Индивидуально-авторское словотворчество в прозаическом и поэтическом тексте (На материале произведений К. Бальмонта и И. Северянина) // Язык как система и деятельность-2. Материалы Международной научной конференции. – Ростов/нД, 2010. - С. 114-115. -ISBN 5-7051-0279-8.
  4. Индивидуально-авторское словотворчество в контексте нормативных вкусов творца слова (на материале произведений К. Бальмонта) // Слово и текст в культурном сознании эпохи: Сборник научных трудов. Часть 5 //Отв. редактор Г.В. Судаков. – Вологда: Легия, 2010. - С. 258-263. - ISBN 978-5-89791-077-9.
  5. Потенциальное и окказиональное в новообразованиях–сложных прилагательных (На материале произведений К. Бальмонта и И. Северянина) // Развитие словообразовательной и лексической системы русского языка: Материалы IV Международного научного семинара (14-16 октября, г. Саратов). – Саратов.: Издательство «Научная книга», 2010. - С. 291-298. - ISBN 978-5-9758-1243-8. ISSN 1684-8373.
  6. Индивидуально-авторское словотворчество в его отношении к языковым словообразовательным стандартам // Динамика семантико-словообразовательных подсистем русского языка: Коллективная монография. /Под ред. проф. О.И. Дмитриевой. – Саратов: Научная книга, 2010. - С. 309-368. - ISBN 978-5-9758-1244-5.
  7. Основные проблемы обучения студентов навыкам филологического анализа текста //Междисциплинарные связи при изучении литературы: Сборник научных трудов / Отв. ред. проф. Т.Д. Белова, А.А. Демченко. Вып. 5. – Саратов: ИЦ «Наука», 2014. –С. 312-319.
  8. Речеведение: учебное пособие / Дмитриева О.И., Орлова Н.М., Прокофьева Л.П., Романенко А.П., Хромова С.А., под общ. ред. О.И. Дмитриевой. – Саратов: ИЦ «Наука», 2009. - 226 с. (Раздел «Филологический (лингвистический) анализ текста» в соавторстве с Л.П. Прокофьевой). - ISBN 978-5-9999-0121-7.
  9. Методические вопросы разработки курса «Современные средства оценивания результатов обучения» для студентов-филологов // Повышение качества профессиональной подготовки будущих учителей: Сб. науч. ст. – Саратов: ИЦ «Наука», 2010. С. 204-210. ISBN 978-5-9999-0701-1.
  10. Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку: Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100 – «Педагогическое образование», профиль подготовки – «Филологическое образование» /С.А. Хромова. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2014. – 75 с.
  11. Орлова Н.М., Семеновская С.А. Проблемы лексической организации художественного текста: Монография. Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. 251 с.
  12. Семеновская С.А. Волкоедки, полиглотки и бронебабушки, или словообразовательная игра в женском ироническом детективе («На сеновал с Зевсом» Е. Логуновой) // Лингвокультурные феномены в коммуникативном пространстве полиэтнического региона: Материалы I Международной научной конференции (Ростов-на-Дону, 5-7 ноября 2014 года). Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2015. С. 507-512.
  13. Семеновская С.А. Индивидуально-авторское словотворчество в прозе А. Слаповского (на материале романа «Победительница») //Культура и речь Саратовского края: Сборник статей и методических материалов. Саратов: ИЦ «Наука», 2015. С. 53-59.
  14. Семеновская С.А. Основы тестологии [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 050100 – Педагогическое образование, профиль подготовки – «Филологическое образование». Саратов: [б. и.], 2015. 57 с. Б. ц. http://library.sgu.ru. ID 1261.
  15. Орлова Н.М., Семеновская С.А. Культура письменной речи: орфография и пунктуация [Электронный ресурс]: учебное пособие Саратов: [б. и.], 2015. 135 с. Б. ц. http://library.sgu.ru. ID 1289.
  16. Орлова Н.М., Семеновская С.А. Текстообразующие возможности языковых единиц Ч. I [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 050100 – Педагогическое образование, профиль подготовки – «Филологическое образование». Саратов: [б. и.], 2015.  60 с. Б. ц. http://library.sgu.ru ID 1263.
  17. Орлова Н.М., Семеновская С.А. Текстообразующие возможности языковых единиц Ч. II [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 050100 – Педагогическое образование, профиль подготовки – «Филологическое образование». Саратов: [б. и.], 2015. 50 с. Б. ц. http://library.sgu.ru. ID 1290.
  18. Раева А.В., Семеновская С.А. Научные основы школьного учебника русского языка и литературы [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки "Педагогическое образование"  Саратов : [б. и.], 2016. 55 с. Б. ц. http://library.sgu.ru. ID= 1694.
  19. Орлова Н.М. Основы науки о языке [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", профиль "Филологическое образование" (бакалавриат). Саратов : [б. и.]. Ч. 2. - Саратов: [б. и.], 2016. 60 с. Б. ц. http://library.sgu.ru. ID= 1727.
  20. Учитель-ученик-урок в школьной практике словесника [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов-магистрантов, обучающихся по направлению 44.04.01 "Педагогическое образование" /А.В. Раева [и др.] ; под ред. Е.Г. Елиной. Саратов: [б. и.], 2016. Вып. 1. Саратов : [б. и.], 2016. 63 с. Б. ц. http://library.sgu.ru ID= 1731.
  21. Семеновская С.А. К проблеме корректного составления и оформления педагогического теста по русскому языку //Образование в современном мире: сборник научных статей. Институт дополнительного профессионального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета под ред. проф. Ю.Г. Голуба. Саратов, 2016. С. 173-179.
  22. Семеновская С.А. Дидактический потенциал индивидуально-авторских неологизмов на уроках русского языка при изучении словообразования //Язык и литература в  научном диалоге. Специальный выпуск: Интегративные процессы в филологии: сборник научных статей. Ижевск: Издательский центр "Удмуртский университет", 2016. С.115-121
  23. Семеновская С.А. Эмилия Петровна Кадькалова – школьный учитель русского языка (глазами выпускницы филологического класса) //Развитие словообразовательной и лексической системы русского языка: Материалы VI Международного научного семинара, посвященного памяти профессора Э.П. Кадькаловой. Сараатов: Амирит, 2016. С. 29-34.  
  24. Семеновская С.А. Индивидуально-авторские неологизмы как материал школьного учебника русского языка //Вестник Самарского университета. История. Педагогика. Филология. 2016. № 3.2 (Языкознание). С. 249-255.
  25. Подготовка к Всероссийской Олимпиаде школьников: муниципальный этап. Русский язык и литература : учебно-методическое пособие / Г.М. Алтынбаева, В.И. Громова, Л.В. Зимина, М.И. Кабанова, О.В. Лапшина, Н.В. Мокина, А.В. Раева, С.А. Семеновская. Саратов : ГАУ ДПО "СОИРО", 2021. 184 с. ISBN 987-5-9980-0515-2.
  26. Основы тестологии: электронное учебное пособие для IpsilonUni, 2021.
  27. Олимпиадные задания по истории языка: проблематика и основные типы (по материалам муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку) // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2022 – № 1 (28). – С. 36-42.

 

Conferences: 
Международная лингвистическая конференция «Язык – текст – дискурс: традиции и новации», Самара, Россия, 2009 г.
II Всероссийская конференция «Слово и текст в культурном сознании эпохи», Вологда, Россия, 2010 г.
III Республиканский научный семинар "Развитие словообразовательной и лексической системы русского языка", Саратов, Россия, 2009 г.
IV Международный научный семинар «Развитие словообразовательной и лексической системы русского языка», Саратов, Россия, 2010 г.
Additional information: 
Является постоянным разработчиком заданий муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, членом жюри муниципального и регионального этапа ВсОШ по русскому языку.
 
Регулярно участвует в школьных конкурсах и конференциях разного уровня на базе саратовских школ (МОУ «ГЭЛ», МАОУ «Лицей № 62) в качестве члена жюри, эксперта по проверке и рецензированию конкурсных работ, председателя секции.