Skip to main content Skip to search

Черняева
Татьяна
Николаевна

Associate Professor
Education: 
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, исторический факультет, 1986 г., Историк. Преподаватель истории и обществоведения
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, факультет психолого-педагогического и специального образования, 2016 г., 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология рисков и кризисных ситуаций
ФНОУДПО (ПК)С «Балаковский институт профессиональной подготовки и повышения квалификации», 2014 г.
Социальный педагог
Идентификаторы в системах наукометрии: 
Thesis and academic degrees: 
PhD in Education , Формирование опыта творческой педагогической деятельности студентов педвуза, 1998 г.
Research Interests: 
Социализация детства
Общий стаж: 
38 лет
Стаж по специальности: 
38 лет
Work experience: 
Associate Professor , Кафедра педагогической психологии и психодиагностики
Associate Professor , кафедра педагогики и психологии профессионального образования, с 2006 по н.в.
Other Administrative Positions: 

1986-1991 г. – учитель истории и обществоведения МОУ «СОШ №48» г. Саратова

1991 – ассистент, старший преподаватель, доцент кафедры педагогики (1991 – 2005) Педагогического института имени К.А.Федина

зав. кафедрой социальной педагогики (2005 – 2010) СГУ имени Н.Г.Чернышевского

доцент кафедры методологии образования (2011 –2012)

доцент кафедры  педагогической психологии и психодиагностики СГУ им. Н.Г.Чернышевского – с 2013 – по н.в.

старший научный сотрудник ГАУДПО «СОИРО» (по совместительству)  с 20.03.2010 – о 31.12.2014 г.

Методист МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» г.Саратова  (по совместительству) с 2007 г. – 2018 г.

Членство в общественных организациях:

Ассоциация выпускников СГУ (с 2010 г.)

Саратовское региональное отделение партии Единая Россия (с 2011 г.)

Honors and Awards: 
Благодарственное письмо комитета по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов", 2021 г.
Преподаваемые дисциплины: 
Социальная педагогика
Основы социальной педагогики
Современные проблемы социально-педагогической теории и практики
Main Publications: 

Черняева Т.Н. Взаимосвязь характеристик самоотношения с типами пищевого поведения у подростков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта № 3 (217) – 2023. – С. 611-614. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.03.p611-614

Черняева, Т. Н. Кичаева, Е. В. Оптимизация рисков социально – психологической адаптации детей и родителей в приемных семьях. Педагогика и психология семьи / Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции.  Саратов: Амирит, 2023. 252 с. С.33-39

Черняева Т.Н. Ресурсы формирования социального и личностного опыта учащихся в учреждениях дополнительного образования // Образование в современном мире: Сб. науч. ст. под ред. Ю.Г. Голуба. – Саратов: Изд-во Сар. Ун-та, 2023.  Вып.18. – 180 с.  С. 170-175 ISSN 1996-451Х

Черняева Т.Н. Использование информационных компьютерных технологий в процессе формирования здоровьесберегаюзщей компетентности студентов (в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт») // Образование. Технологии. Качество: Мат. Всерос. Научно-практ.конф. – М.: Изд-во «Перо», 2022. С. 155-160. ISBN 978-5-00204-189-3

Черняева Т.Н., Кичаева Е.В. Проблема профессионального сопровождения процесса социально-психологической адаптации детей и родителей в приемных семьях / Специальное образование и социокультурная интеграция : сборник научных статей / редакционная коллегия: Ю. В. Селиванова (главный редактор) [и др.]. – Саратов : Саратовский университет, 2022. – Вып. 5 : материалы Международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2022: традиции и инновации» 14–15 октября 2022 г., г. Саратов. – 642 с. С. 415-426. Режим доступа – URL: https://sgu.ru/node/165354. ISSN: 2712-8296.

Черняева Т.Н. Формирование опыта квазипрофессиональной деятельности у студентов в системе непрерывной практической подготовки//Образование в современном мире: Сб. науч. ст. под ред. Ю.Г. Голуба. – Саратов: Изд-во Сар. Ун-та, 2022. Вып.17. – 160 с.  С. 146-151. ISSN 1996-451Х  DOI: 10.18500/451Х-2022-17

Черняева Т.Н., Лукашин Ю.В. Социальное предпринимательство в сфере неформального образования// Образование. Технологии. Качество: Мат. Всерос. Научно-практ.конф. – М.: Изд-во «Перо», 2022. С. 160-167. ISBN 978-5-00204-189-3

Черняева Т.Н., Кичаева Е.В. Добровольчество как социокультурная практика формирования социального и личностного опыта детей и подростков // Страховские Чтения [Электронное издание] : сборник научных трудов / редкол.: М.В. Григорьева, М.С. Ткачева, Р.М. Шамионов [и др.]. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2022. – Вып. 30 – 316 с. – C. 284 – 290. ISSN: 2658-5812.

Черняева Т.Н. Взаимосвязь временной перспективы и социально-психологической адаптации студентов к профессии // Страховские Чтения [Электронное издание] : сборник научных трудов / редкол.: М.В. Григорьева, М.С. Ткачева, Р.М. Шамионов [и др.]. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2022. – Вып. 30 – 316 с. – C. 291 – 302. ISSN: 2658-5812.

Черняева Т.Н. Взаимосвязь   нравственных установок и представлений старших дошкольников о социально одобряемом поведении //Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 4. С.85-90

Черняева Т.Н. Социальный и личностный опыт ребенка: ресурсы формирования в системе дополнительного образования детей//Вестник Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета № 1(21). 2022. С. 6-10. ISSN 2706-6266

Черняева Т.Н., Лукашин Ю.В. Формирование здоровьесберегающей компетентности студентов медицинских вузов в рамках учебной дисциплины «Физическая культура и спорт»// Вестник Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета № 1(21). 2022. С. 199-205. ISSN 2706-6266

Черняева Т.Н. Использование информационных компьютерных технологий в процессе формирования здоровьесберегаюзщей компетентности студентов (в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт»)//Образование. Технологии. Качество: Мат. Всерос. Научно-практ.конф. – М.: Изд-во «Перо», 2022. С. 155-160. ISBN 978-5-00204-189-3

Лукашин Ю.В, Черняева Т.Н. Риски социализации детей и подростков в условиях вынужденной самоизоляции (в период пандемии коронавируса) // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 9. С. 111–118. https://doi.org/10.24158/spp.2021.9.18

Черняева Т.Н., Лукашин Ю.В. Современные образовательные технологии в дошкольном образовании//Образование. Технологии. Качество. Сб. мат. V Всероссийской научно-практ. конф. «ОТК-Саратов -21» . Изд-во «Перо» 2021. 206 с. - С 175-180.

Черняева Т.Н., Лукашин Ю.В. Здоровьесберегающая компетенция студентов как показатель качества подготовки специалистов в высшем учебном заведении//Сб. международной научно-теоретической конференции посвященной 70-летию ученого-методолога, профессора, доктора педагогических наук Алии Мендешевны Муханбетжановой, 2021. – 386 с. - С. 11-16. ISBN 978-601-262-429-8

Черняева Т.Н., Болоховуева С.А. Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и образования: сущность, концепции, перспективы. Материалы VII Междунар. науч..конф., посв. 110-летию СГУ имени Н.Г. Чернышевского 15 апр.2019 С. 761-765.

Фирсова, Т. Г. Учреждения дополнительного образования как сфера позитивной социализации детей / Т. Г. Фирсова, Т. Н. Черняева. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2019. – 140 с. ISBN 978-5-292-04583-0 (print) ISBN 978-5-292-04584-7

Черняева Т.Н., Александрова Н.А. Исследование внимания обучающихся в ситуации информационно-технологического прорыва в образовании. // Сибирский педагогический журнал. 1/2019. С. 136 – 139. ISSN 1813-4718

Черняева Т.Г., Еловская С.В. Интерактивное обучение в высшем образовании //ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Серия Акмеология образования. Психология развития, выпуск 1 (29). Научный журнал. 2019 Том 8. С. 83 – 88. ISSN 2304-9790 (Print). ISSN 2541-9013 (Online).

Черняева Т. Н. Развитие социальной и коммуникативной мобильности учащихся в контексте гуманизации образовательного пространства  учреждения дополнительного образования детей//Гуманизация образовательного пространства: Сб.науч.ст. по мат. Международ.Форума «Гуманизация образовательного пространства» (г.Саратов, 15-16 марта 2018)./ Науч.ред. Е.А.Александрова; ред-сост. Н.Н.Саяпина. – М.: Изд-во «Перо», 2018. – 439 с.  С. 206-212. [Электронное издание] ICBN 978-5-00122-644-4

N.A. Aleksandrova, T.N.Chernyaeva, M.V.Khramova and A. E.Hramov, "The Implementation of the Innovation Platform "Educational Potential of Hardware-Software Complexes Based on the Study and Interpretation of Brain Activity Patterns"," 2018 IEEE International Conference "Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies" (IT&QM&IS), Saint Petersburg, Russia, 2018, pp. 533-535.doi: 10.1109/ITMQIS.2018.8524988

Буряк С.Ю., Горнухова Е.В., Черняева Т.Н. Проверка достоверности различий успешности социально-психологической адаптации учащихся в зависимости от широты образовательной среды // Актуальные вопросы регионального образования. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО». 2017. № 26. 128 с. С. 81-86. ISSN 2219-6684

Черняева Т.Н., Чуланова Н.А. Герменевтический подход к развитию познавательных универсальных учебных действий обучающихся в единстве урочной и внеурочной деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20) С.308-312.

Черняева Т.Н., Ермоленкова Г.А., Преображенская Е.В. Социально-компетентностная модель сопровождения самоопределения подростков в современном образовательном процессе // Социальная психология личности и акмеология: сб.мат. Международ. науч.-практ. конф /под ред. Р.М. Шамионова (отв.ред.), М.А.Кленовой. М.: Изд-во «Перо», 2017. С. 95-104. ISBN 978-5-906997-74-6

Полянская Н.В., Черняева Т.Н. Социализирующие и развивающие возможности кукло-сказкотерапии при работе с учащимися с расстройствами аутичного спектра в системе дополнительного образования // Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы: сб.науч.ст.IV Региональной научно-практической конференции (с международ.участием) ГрГУ им. Я.Купалы. редкол.: Н.В. Михалкович (отв.ред.) и др. Гродно: ГрГУ, 2017. 143 с. С. 79-81.

Устинова И.В., Устинова В.Г., Черняева Т.Н. Педагогическое обоснование методики коррекции точности броска в дартсе с использованием тренажерных устройств: представление результатов исследования // Эффекты внедрения ВФСК ГТО: сб. мат. Всероссийской. науч.-практ. конф. Саратов, 17 ноября 2016 г. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. 160 с. С. 90-100. ISBN 978-5-9980-0310-3

Черняева Т.Н., Байбикова М.С. Развитие готовности и способности к саморазвитию как показатель личностных образовательных результатов учащихся учреждения дополнительного образования // Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: развитие востребованности, привлекательности, результативности: Мат. III Международ. практ. конф / Челябинск-Москва, 26-27 октября 2017 г. / под ред А.В. Кислякова, А.В. Щербакова. Челябинск: ЧИППКРО, 2017. 532 с. С.446-450. ISBN 978-5-503-00309-3

Черняева Т.Н., Чуванова Т.Н. Социально-ориентированные практики как уникальный механизм совершенствования социального опыта учащихся системы дополнительного образования // Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: развитие востребованности, привлекательности, результативности: Мат. III Международ. практ. конф / Челябинск-Москва, 26-27 октября 2017 г. / под ред А.В. Кислякова, А.В. Щербакова. Челябинск: ЧИППКРО, 2017. 532 с. С. 451-454. ISBN 978-5-503-00309-3

Байбикова М.С., Черняева Т.Н. Разработка системы диагностики образовательных (личностных) результатов учащихся в учреждении дополнительного образования // Актуальные вопросы регионального образования. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО». 2017. № 26. 128 с. С. 5-14. ISSN 2219-6684

Адаптационная готовность личности в современных условиях развития общества (коллективная монография)/ М.В.Григорьева, А.Р.Вагапова, Л.Е.Тарасова [и др.]; под ред. М.В.Григорьевой. – Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 2016. – 124 с.: ил. Авторские – 92-109 с. ISBN 978-5-292-04380-5

Открытое образовательное пространство учреждения дополнительного образования в контексте гуманизации и позитивной социализации учащихся. – С. 208-219 // Гуманизация образовательного пространства: материалы международной научной конференции. – М.: Издательство «Перо». 2016. – [Электронное издание]. ISBN 978-5-906900-84-5

Успешность социально-психологической адаптации учащихся в зависимости от образовательных сред (статья)// Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования, Психология развития, выпуск 4 (20). Научный журнал. 2016 Том 5. – С. 371- 376. ISSN 1814-733X    ISSN 2304-9790

Современная анимация в аспекте позитивной социализации детства// Актуальные вопросы регионального образования. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2016. - № 20. – С.100-104. ISSN 2219-6684

Личностный образовательный результат учащихся как целевой ориентир дополнительного образования– Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2016. № 22. – 92 с. Авторские – С. 11-17. (в соавторстве с Байбиковой М.С.) ISSN 2219-6684

Формирование здоровьесбергающей компетенции в высшем профессиональном образовании: монография /Ю.В.Лукашин, Т.Н.Черняева. Саратов: Сара. Гос. Техн. Ун-т, 2015. 160 с. ISBN 978-5 7433-2932-8

Социализация детства: образовательный контекст (статья) //Социальная педагогика. Москва: НИИ школьных технологий, 2015. №4. – 92 с.

Формирование профессионально-культурной компетентности в условиях перехода на двухуровневую систему высшего профессионального образования: монография /Г.В.Короткова, Т.Н.Черняева. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2014. – 212 с. : ил.ISВN 978-5-292-04238-9

Образовательные технологии в высшем педагогическом образовании. Коллективная монография /Е.Г.Елина, О.И.Дмитриева, М.В.Храмова [и др.]; под общ.ред. Е.Г.Елиной. - Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 2014. – 118с.: илл. Авторские: 3-8/6; 58-90/23 ISBN 978-5-292-04266-3

Совершенствование социального опыта ребенка в образовательном пространстве учреждения дополнительного образования детей: теоретико-методологический аспект (часть I) (коллективная монография) Коллективная монография //Под общей редакцией Черняевой Т.Н. – Саратов: ООО Издательский Центр «Наука», 2013. – 268 с. Авторские: 7-125; 228, 239 – 248с. /16 п.л. ISBN 978-5-9999-1388-3

Подготовка будущих педагогов к социальному партнерству в образовании: монография / Е.А.Елисеева, Т.Н.Черняева. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2013. – 164 с.: ил.ISBN 978-5-292-04215-0

Черняева Т.Н., Черняева Д.А. Опыт социального партнерства как условие успешной коммуникативной самореализации будущих педагогов //Проблемы менеджмента коммуникаций: от теории к практике: Тезисы докладов и выступлений Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых 17 – 18 марта 2010 года. – Мичуринск: Изд-во Мичуринского государственного аграрного университета, 2010. – 350 с. - ISBN 978-5-94664-190-6. С. 340-344

Философские, культурологические и психологические аспекты опыта //Опыт как важнейшая составляющая социализации субъектов образовательного процесса: Материалы международ. Науч. – практ. конференции, 28 – 29 апреля 2010 г., Саратов. – Саратов: ООО «Издательский Центр «Наука», 2010. – В 2-ч частях: Ч. I. – 503 с. - ISBN 978-5-9758-1231-5. С. 33 – 44

Опыт первоклассника в аспекте его социализации, индивидуализации и адаптации //Начальная школа, 2010, № 8. С. 38 – 43

Социально-психологическая и педагогическая специфика взаимодействия волонтеров с воспитанниками государственных учреждений //Проблемы и перспективы социальной психологии образования: Материалы междунар. научн. конференции (г.Саратов, 26 – 27 окт. 2010 г.). – Саратов: ИЦ «Наука», 2010. – Ч. 1. – 251 с. – С. 132-137. - ISBN 978-5-9999-0600-7 (в соавторстве с Васильевой Л.Л., Кириленко Н.П.).  132-137/3 с. – авторские.

Роль и возможности подготовки социального педагога для духовно-нравственного сопровождения и поддержки Детства //Социальная педагогика: традиции и инновации: Материалы Всероссийского конгресса социальных педагогов с международным участием, 18-21 марта 2009 г., Екатеринбург /Урал. гос. пед. ун-т; под ред. М.А.Галагузовой. – В 4-х ч.: Ч 2. – 216 с. - ISBN 978-5-7186-0405-4. С. 188-193

Гендерные аспекты проблемы формирования социального опыта ребенка //Гендерные исследования в образовании: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 15 – 18 апр. 2009 г. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. – 342 с. - ISBN 978-5-9935-0086-7. С. 312 – 316

Социальный опыт и социальная компетентность ребенка: аспекты формирования //Социально-педагогическая деятельность: сферы сотрудничества. Мат-лы междунар. Науч.-практ. конференции 28 – 29 мая 2009 г. – Саратов: ООО Издательство «Научная книга», 2009. – 412 с. - ISSN 978–5–9758–1110–3.  С. 234 -245

Социальный опыт и социальная компетентность в аспекте современного образования //Модернизация национальной системы образования и ее роль в формировании нового качества человеческих ресурсов: Материалы международной научно-практической конференции. I ч. - Уральск, Республика Казахстан: Издат. центр ЗКГУ им.М. Утемисова, 2009. – 384 с. - ISBN 9965-748-90-х. С. 32 – 36

Формирование профессионального опыта студентов в условиях реформирования высшего образования //Ученые записки. Серия Психология. Педагогика. 2009. Том 2. № 3-4. – 104 с. - ISSN 2072-6708. С. 87-94

Трансформация личностного и социального опыта молодежи как объективная характеристика процесса социального наследования //Социальные представления и самоопределение молодежи в изменяющемся мире: Материалы междунар. науч. конференции. – Саратов: ООО «Приволжское издательство», 2009. – 314 с. - ISBN 987–5–91369–055–9. С.252 – 253

Черняева Т.Н., Морозова Е.Е. Формирование ноосферного сознания в образовательном пространстве регионов России //НООСФЕРИЗМ: Арктический взгляд на устойчивое развитие России и человечества в XXI веке. Том II. Роль Арктики и Антарктики в стратегии ноосферы развития человечества и выхода из глобального экологического кризиса (коллективная научная монография в 2 книгах)/ Под научн. Ред. Заслуженного деятеля науки РФ А.И.Субетто. – Книга первая. – СПб.: Астерион, 2009. – 680 с. (всего – 1094 с.) - ISBN 978–5–94856–636–8,  ISBN 978–5–94856–636–4 (Книга 1). С. 565-579

Черняева Т.Н., Черняева Д.А. Соотношение социализации и социального опыта в аспекте педагогики детства //Теоретико-методологические и прикладные вопросы социально-гуманитарных знаний: источники, проблемы, перспективы: Сб. науч. тр. – Мичуринск: Изд-во Мичуринского госагроуниверситета, 2009. С. 112- 124. - ISBN 978–5–94664–176–0 (в соавторстве с Черняевой Д.А.)

Формирование профессионального опыта студентов как условие модернизации современного высшего образования // Альманах «Актуальные вопросы регионального образования: организация и мониторинговое сопровождение научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности в образовательных учреждениях»: сборник научно-методических материалов. Выпуск 4. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2009. – 136 с. - ISBN 978-5-9980-0062-1. С. 85-94

Учебно-методические работы:

Лукашин Ю. В., Черняева Т. Н. Теория и методика формирования здоровьесберегающей компетентности студентов медицинских вузов. – М.: Издательство «Перо», 2020. –  Мб. [Электронное издание]. ISBN 978-5-9-00171-499-6

Актуальные вопросы социально-педагогической теории и практики Саратов: ИЦ «Наука», 2018. – 168 с.

История, методология, основные вопросы социальной педагогики: учебное пособие для студентов, обучающихся по профилям «Психология и социальная педагогика» и «Социальная педагогика. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2015. – 108 с. ISBN 978-5-292-04302-7

Государственный экзамен по социальной педагогике: краткие конспекты основных вопросов (часть II)/Авторы-составители: Черняева Т.Н., Васильева Л.Л., Кащеева А.В. /Под общей ред. Т.Н.Черняевой Саратов: Издательский центр «Наука», 2013 – 141 с. Авторские – 44 с. ISBN 978-5-9999-1751-6

Государственный экзамен по социальной педагогике: требования, программа, тезаурус (часть I) / Авторы-составители: Черняева Т.Н., Васильева Л.Л., Кащеева А.В./Под общей ред. Т.Н. Черняевой. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2013. – 66 с.  Авторские – 32 с. ISBN 978-5-9999-1751-5

Социально-педагогический словарь: электронный учебник // УДК 038 : 37.01 ISBN 987–5–92473–089–0 © ЗКГУ, Уральск, 2010. (в соавторстве с А.С.Иргалиевым, Ж.Ж. Жароллаевой).

Понятийный аппарат социальной педагогики (учебно-методическое пособие) //Саратов: ООО Издательство «Научная книга», 2009. – 127 с. - ISBN 978-5-9758-1110-4 (в соавторстве с Л.Л. Васильевой, А.В. Кащеевой, Л.Ю. Петровой, Е.В.Преображенской) - 127/21 с. – авторские.

Конспекты по истории социальной педагогики (зарубежный аспект) (учебное издание) Саратов: ООО Издательство «Научная книга», 2008. – 48 с. ISBN 978 – 5 – 9758-0543-2

 

Post-graduate Students: 
Преображенская Елена Владимировна, 2004 г.
Иванова Ольга Николаевна, 2003 г.
Елисеева Елена Александровна, 2013 г.
Лукашенко Дмитрий Анатольевич, 2004 г.
Бем Наталья Александровна, 2007 г.
Короткова Галина Вячеславовна, 2008 г.
Дмитриченкова Светлана Владимировна, 2005 г.
Чуланова Наталия Анатольевна, 2017 г.