В рамках работы научно-методической комиссии ИДПО СГУ 13 декабря 2011 г. состоялся научно-методической семинар, на котором выступил д.и.н., профессор А.Н. Поздняков. В докладе, посвященном истории высшего образования в России, были проанализированы два периода его развития:
в дореволюционной России; в советский период.
Каждый период, в свою очередь, делился на этапы, имеющие отличительные черты. Так, правление Александра I характеризовалось зарождением высшего образования в России – получили второе рождение уже существовавшие университеты (Московский, Виленский, и Дерптский), появились новые (Санкт-Петербургский, Казанский и Харьковский), было создано первое государственное ведомство по вопросам образования – Министерство народного просвещения. При правлении Николая I отношение к высшим учебным заведениям было не менее внимательным. Считая университеты источником общественной нестабильности, чему способствовало восстание декабристов, император урезал автономию университетов. Царствование Александра II можно с одной стороны считать расцветом дореволюционного высшего образования: число высших учебных заведений, в том числе, отраслевых, возросло, что было вызвано высокими темпами промышленного и сельскохозяйственного производства, окончательно сформировались две ветви образования – классическая и отраслевая, что, с другой стороны, создало повод для очередного реформирования высшего образования.
В советский период расцвет высшего образования приходится на 50-ые годы прошлого века, когда его престижность и качество позволяли сказать, что «российское образование - лучшее в мире».
Кроме того, участники семинара узнали о давнем историческом споре – какой университет Петербургский или Московский считать первым университетом в России, и смогли задать вопросы по интересующим проблемам.
в советский период.