В 2023 году исполняется 150 лет с момента создания пьесы А.Н. Островского «Снегурочка». К этой юбилейной дате был приурочен состоявшийся на филологическом факультете кураторский час «Снегурочка: жизнь образа в литературе и искусстве».
Дед Мороз и Снегурочка являются обязательными атрибутами встречи Нового года в нашей стране. Однако прекрасная девушка из снега стала появляться на новогодних торжествах лишь в конце XIX века. Во многом росту популярности этого образа способствовал выход в 1873 году в свет пьесы А.Н. Островского «Снегурочка».
В мероприятии, организованном доцентом кафедры филологических дисциплин Л.А. Мельниковой, приняли участие студенты 3, 5 курсов профилей «Русский язык. Литература». В начале кураторского часа Ксения Никитцова рассказала о том, как образ Снегурочки представлен в фольклоре и авторских сказках XIX века. Сообщение Алины Изосимовой было посвящено истории создания пьесы А.Н. Островского «Снегурочка», доклад Екатерины Перегудовой - системе персонажей данного текста. В своем произведении русский драматург, в отличие от фольклорных сюжетов о Снегурочке, переводит конфликт во внутренний психологический план. Если в народных сказках испытание героя заключается в борьбе с темными силами, то в пьесе А.Н. Островского показана борьба «горячих» и «холодных» чувств в душе Снегурочки. Драматург наполнил образ Снегурочки новым содержанием, смог придать своему тексту жизнеутверждающий пафос, связанный с возрождением природы и возникновением любви в сердцах героев произведения.
Пьеса А.Н. Островского дала толчок к активному осмыслению образа Снегурочки в разных видах искусства. Студенты представили информационно-презентационные материалы, освещающие специфику трактовки образа Снегурочки в музыке и живописи. Алексей Кодров охарактеризовал оперу Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», Ангелина Масюкова – картину В.М. Васнецова «Снегурочка», а также эскизы декораций, подготовленных данным художником к пьесе А.Н. Островского. Татьяна Зубкова проанализировала особенности интерпретации образа Снегурочки в живописи М.А. Врубеля и Н.К. Рериха. В завершение мероприятия Максим Лавров провел виртуальную экскурсию в «Терем Снегурочки» в Костроме.
Обращение к данному литературному материалу позволяет педагогу-словеснику воспитывать у своих учеников такие духовно-нравственные качества, как любовь к ближнему, добру и красоте. Анализ художественного текста в контексте диалога искусств способствует эстетическому воспитанию обучающихся, развитию у них чувства прекрасного, расширению их культурологического кругозора.