Зав. кафедрой коррекционной педагогики Юлия Викторовна Селиванова приняла участие в работе V Съезда дефектологов, прошедшего 9 и 10 ноября 2023 года, организованного Министерством просвещения Российской Федерации и Институтом коррекционной педагогики. В работе съезда приняли участие более 400 человек из 80 субъектов РФ. Съезд проводился с целью консолидации, сохранения, развития научного и практического потенциала российского дефектологического сообщества, трансляции передовых научных достижений и практико-ориентированных разработок.
9 ноября 2023 г. были проведены стратегические и экспертные сессии, а также работа дискуссионной площадки «Система ранней помощи: вызовы времени». Участники секционных заседаний обсудили результаты междисциплинарных исследований в сфере ранней помощи, проблемы сопровождения и поддержки семьи особого ребенка и особенности реализации федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования.
На площадке ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» проходили секции «Семья особого ребенка: сопровождение и поддержка», на которой модераторами выступили заведующая лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи ФГБНУ «ИКП», д.пед.н. Юлия Анатольевна Разенкова и профессор кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ», д.психол.н. Виктория Валентиновна Ткачева, а также секция «Портрет современного дошкольника с ограниченными возможностями здоровья», которую модерировали заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ФГБНУ «ИКП», д.психол.н. Наталия Викторовна Бабкина и заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха ФГБНУ «ИКП», д.пед.н. Татьяна Вячеславна Николаева.
На площадке Российской академии образования состоялась секция «Реализация федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования». Модераторами выступили директор ФГБНУ «ИКП», член-корреспондент РАО, д.пед.н. Татьяна Александровна Соловьева и заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития ФГБНУ «ИКП», к.пед.н. Алла Яковлевна Абкович.
По окончании каждого секционного заседания проходило активное обсуждение заслушанных сообщений и внесение предложений в резолюцию Съезда.
10 ноября 2023 г. состоялось пленарное заседание на территории ВДНХ, Исторического парка «Россия - моя история», на главной сцене Российского общества «Знание» состоялись стратегическая сессия, посвящённая сохранению и развитию научно-педагогических школ в сфере коррекционной педагогики и коррекционной психологии и пленарное заседание.
В работе Съезда также приняли участие директор Департамента просвещения, высшего образования и науки Правительства Российской Федерации Татьяна Юрьевна Синюгина, Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Анна Юрьевна Кузнецова, депутат Государственной Думы РФ Олег Николаевич Смолин, Уполномоченная при Президенте РФ по правам ребенка Мария Алексеевна Львова-Белова, а также заместитель директора Департамента Минтруда России Кира Павловна Афонина. Модератором пленарного заседания Съезда выступила директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Лариса Павловна Фальковская. Ее выступление было посвящено государственной политике в сфере ранней коррекционной помощи и дошкольного образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ.
В завершение работы Съезда Л.П. Фальковская в рамках торжественной церемонии наградила делегатов и гостей памятными знаками «За личный вклад в развитие дефектологии» и «За верность профессии».
По итогам проведения Съезда была принята резолюция, которая поставила задачи и определила работу российских дефектологов. В результате работы Съезда были актуализированы вопросы создания условий для развития системы ранней (коррекционной) помощи в едином образовательном пространстве Российской Федерации, в числе которых:
- готовность дефектологического сообщества к консолидации, саморазвитию, сохранению и трансляции отечественных достижений науки и практики в сфере раннего выявления, коррекции и сопровождения развития детей групп риска развития нарушений и с установленными нарушениями в развитии;
- актуальное состояние российской дефектологической науки, интеграция научных интересов в сфере междисциплинарного научного поиска в сотрудничестве с представителями смежных научных дисциплин;
- разработанность научных проблем и проблем практики ранней коррекционной помощи в системе комплексной реабилитации и в системе дошкольного образования;
- поддержка и сопровождение деятельности учителей-дефектологов и учителей-логопедов, работающих в дошкольных образовательных организациях, службах ранней помощи и сопровождения семей, центрах комплексной реабилитации детей-инвалидов и иных организациях, занимающихся вопросами развития системы ранней помощи.
- обновление программ высшего образования по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» в условиях создания национальной системы подготовки кадров, внедрения профессионального стандарта «Педагог-дефектолог», предусматривающего обобщённую трудовую функцию учителя-дефектолога для сферы ранней помощи и дошкольного образования.