В рамках мероприятий, приуроченных ко Дню народного единства, на филологическом факультете состоялся информационно-познавательный час «Эпоха Смутного времени в литературе, живописи, музыке». Его основными целями являлись патриотическое воспитание обучающихся, повышение уровня их исторической грамотности.
Мероприятие было подготовлено студентами 3 и 5 курсов профилей «Русский язык. Литература» под руководством доцента кафедры филологических дисциплин Л.А. Мельниковой.
В начале информационно-познавательного часа Татьяна Зубкова представила краткую историческую справку, рассказав об основных периодах и наиболее значимых фигурах эпохи Смутного времени.
Затем обучающиеся перешли к обсуждению вопросов, связанных с отражением данной эпохи в различных произведениях искусства. Максим Лавров и Дарья Потлова дали характеристику живописным полотнам, на которых запечатлены различные события, происходившие с 1684 по 1612 годы. В рамках освещения этого вопроса в центре внимания студентов оказались картины К.Е. Маковского («Минин на площади Нижнего Новгорода»), В.К. Демидова («Предсмертный подвиг В.К. Волконского»), В.В. Верещагина («Осада Троицкого монастыря»), Э. Лисснера («Изгнание польских интервентов из Московского Кремля»), А.В. Волкова («Смерть Ивана Сусанина»), П. Рыженко («Смутное время») и т.д.
Раскрывая проблему рецепции событий Смутного времени в музыке, Вероника Карнаухова познакомила присутствующих с операми М.И. Глинки «Жизнь за царя» и М.П. Мусоргского «Борис Годунов».
Предметом отдельного интереса участников мероприятия стала проблема воспроизведения эпохи Смуты в литературе. Ксения Никитцова представила обзорный анализ трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов», драматической трилогии А.К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис», повести Л. Бородина «Царица Смуты». Анна Чернова в своем докладе основной акцент сделала на специфике рецепции образов К. Минина и Д. Пожарского в текстах В. Карпенко (повесть «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский»), В. Костылева (роман «Кузьма Минин»), В. Шамшурина (трилогия «Калёная соль», «Набат над Волгой», «Алтарь Отечества»), Ю. Николаевой (поэма «С нижегородской высоты»), С. Афонского («Ко Дню народного единства»), в каждом из перечисленных произведений К. Минин и Д. Пожарский показаны истинными патриотами, сумевшими в трудное для нашей страны время объединить и направить усилия народа на борьбу с польско-литовскими интервентами. Благодаря этому удалось сохранить территориальную целостность России и укрепить ее национальную идентичность. В память о событиях 1612 года в нашей стране учрежден праздник День народного единства, ежегодно отмечаемый в нашей стране 4 ноября.
Завершился информационно-познавательный час чтением Анной Грековой стихотворения Н. Майданик «День народного единства».
Подводя итоги мероприятия, куратор 231 группы Л.А. Мельникова подчеркнула важность сохранения исторической памяти о событиях Смутного времени, подвиге К. Минина и Д. Пожарского у последующих поколений. Использование различных произведений искусства в освещении данного периода истории России на занятиях и в процессе осуществляемой педагогом–словесником воспитательной работы дает дополнительные возможности не только для гражданского, но и культурно-просветительного воспитания школьников.