На факультете иностранных языков и лингводидактики закончила свою работу VIII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Языковые и культурные контакты: лингвистический и лингводидактический аспекты».
В приветственном слове декан факультета иностранных языков и лингводидактики С. А. Шилова подчеркнула важность и актуальность исследований в области контактной лингвистики, изучения проблем взаимодействия народов-соседей.
Пленарное заседание конференции открыл доклад заведующего кафедрой немецкого языка и методики его преподавания СГУ имени Н. Г. Чернышевского А. Я. Минора о вкладе Августа Фридриховича Лонзингера (1881 - 1953) в формирование и документацию терминологической лексики языка немцев Поволжья. Докладчик подчеркнул, что в речевой деятельности автора монографии «Материальная этнография немцев Поволжья» как в зеркале отражается состояние языка и уровень интеграции аллохтонного этноса поволжских немцев в российскую действительность.
В рамках кафедральной исследовательской темы прозвучал доклад доцента кафедры немецкого языка и методики его преподавания Леоновой Елены Владимировны о контактах языков в условиях изоляции от основного этнического ядра. Свое исследование автор провела на материале островных диалектов поволжских немцев.
Аргишева Ирина Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики его преподавания, почетный консул Германии в Самаре и Саратове, руководитель центра изучения иностранных языков «Лингва-Саратов» рассказала о готовности студентов к профессиональной деятельности учителя иностранного языка.
Завершил пленарное заседание доклад Алексеевой Дины Алексеевны, доцента кафедры английского языка и межкультурной коммуникации СГУ имени Н. Г. Чернышевского и Проничкиной Инны Сергеевны, преподавателя кафедры английского языка и межкультурной коммуникации СГУ имени Н. Г. Чернышевского о положительных и отрицательных сторонах искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам, о постредактировании переведенных ИИ текстов как индикаторе уровня владения языком.
В рамках конференции была организована работа 5 секций.
В секции «Теоретические аспекты изучения немецкого и английского языков» он-лайн прозвучали доклады профессора эмеретуса Х. Фрешле из Штуттгарта (Германия) о жизни и деятельности поволжско-немецкого педагога и публициста П. Зиннера и также педагога и журналиста И. Шлойнинга.
На секции выступили также ученые-лингвисты из различных вузов Саратова с интересными и актуальными темами исследований. В частности, были затронуты темы моделирования тематической сферы «Компьютерные технологии» на системно-языковом и прагмакоммуникативном уровнях в русском и английском языках, зоонимы с компонентом «chat» в африканских паремиях, языковое измерение национального менталитета, способах организации диалогических единств в немецкой драме, новая классика рифмы в поэзии Шеймуса Хини, становление билингвизма в немецких колониях на Волге и др.
В секции лингводидактики особый интерес вызвал доклад нашей коллеги из Московского педагогического государственного университета Родиной Н. М. и доктора педагогических наук, профессора Протасовой Е. Ю. (Хельсинки, Финляндия) о роли второго языка в дошкольном образовании, а также доклад Остриковой Г. Н., доктора филологических наук, профессора кафедры «Интегративная и цифровая лингвистика» Донского
государственного технического университета (ДГТУ) «Культурная идентичность школьников в психолингвистическом аспекте» и доклады наших коллег из Саратовских вузов.
В рамках секции «Молодая лингвистическая и лингводидактическая наука» с интересными и актуальными докладами выступили студенты 4 курса Будникова А. С., с докладом «Исследование специфики педагогического интернет-дискурса в типологической системе дискурсов», Лаврентьев М. А. с докладом «Диалектная ситуация в южных штатах США: «спанглиш» как явление межкультурной коммуникации» Четырешникова В. А. «Коммуникативно-прагматические особенности журнального рекламного текста», Свечникова В. В. «Языковые средства репрезентации межличностной манипуляции» и др.
В секции «Первые шаги в науке» прозвучали доклады школьников, изучающих немецкий язык. Первое место завоевали ученица 6 класса ГАОУ СО «Гимназия № 1» Мазепова Александра с докладом «Graffiti. Ist es Vandalismus oder Kunst?», Межевич Олеся, ученица 10 класса ГАОУ СО «Гимназия № 1» с темой «Die Gewinner von morgen. Lohnt es sich Freelancer zu sein?» (научный руководитель обоих победителей – учитель немецкого языка О. В. Ивлиева) и Чурикова Кристина, ученица 10 класса МОУ «Лицей № 56», которая выступила с докладом «Künstliche Intelligenz», подготовленным под научным руководством учителя немецкого языка О. В. Кипчатовой.
Второе место поделили Амрахова Сабрина, ученица 8 класса МАОУ «СОШ № 18 УИП им. О. П. Табакова» (научные руководители: учителя немецкого языка О. Ф. Зотова и О. А. Осипова); Зуб Эмилия, ученица 7 класса ГАОУ СО «Гимназия № 1», Кочнева Мария, ученица 9 класса ГАОУ СО «Гимназия № 1» и Сурменева Мария, ученица 7 класса ГАОУ СО «Гимназия № 1». Научный руководитель всех троих начинающих исследователей – О. В. Ивлиева.
Третье место заняли Колесников Даниил и Зотова Мария, ученики 11 класса МАОУ СОШ п. Дубки Гагаринского района, подготовленные Л. М. Николаевой.
В секции «Опыт педагога и наставника начинающему учителю» выступили учителя немецкого языка Земцова Елена Анатольевна, Зотова Ольга Федоровна, учитель немецкого языка МАОУ «СОШ № 18 УИП им. О.П. Табакова», Ивлиева Ольга Витальевна, учитель немецкого языка ГАОУ СО «Гимназия № 1», Кипчатова Ольга Владимировна, учитель немецкого языка МОУ «Лицей № 56», Мирошниченко Инна Викторовна, учитель немецкого языка МАОУ "Лицей № 15", Николаева Лидия Михайловна, учитель немецкого языка МОУ «СОШ п. Дубки», Осипова Оксана Анатольевна, учитель немецкого языка МАОУ «СОШ № 18 УИП им. О.П. Табакова», Хромова Ольга Анатольевна, учитель немецкого языка МАОУ «Лицей № 37».
Организаторы конференции горячо благодарят всех коллег и молодую смену за активное участие в работе конференции, за их интересные и актуальные доклады и надеются на дальнейшее сотрудничество.
По материалам кафедры немецкого языка и методики его преподавания