Skip to main content Skip to search

К.М. Захаров рассказал о сиюминутном и вечном в увлечениях школьников

10 August, 2023 - 10:00

К.М. Захаров рассказал о сиюминутном и вечном в увлечениях школьников

Authors:
Text: 
Даниил Пронин
Photo: 
Дмитрий Ковшов

9 августа на Летней школе для молодых учителей профессор кафедры общего литературоведения и журналистики К.М. Захаров прочитал лекцию «Массовая культура: сиюминутное и вечное в увлечениях школьников». Кирилл Михайлович говорил о мифологических и игровых корнях современной цивилизации, увлечениях современных поколений.

«В глазах учителя проблема взаимодействия школьников с проявлениями массовой культуры появилась не вчера и не сегодня. Источник массовой культуры – громадная тысячелетняя традиция от древних верований до современных сериалов. Мы находимся на верхушке большого пирога и скоро перестанем быть его последним слоем», – отметил К.М. Захаров.

Значения многих символов и атрибутов постоянно менялись. Общество не всегда задумывается, какое содержание было закреплено в древности за теми или иными знаками. Система символов помогает создать универсальные комплексы значений, которые формируют у поколений своеобразную культуру.

К этому относится и мода в одежде – универсальная, наиболее понятная система обозначений, которую мы понимаем интуитивно. Как считает К.М. Захаров, по ней можно считывать состояние умов, финансов и особенностей воспитания. Мода всегда посылает какой-то сигнал: в XX веке некоторые новшества моды стали изображением изменившегося мира.

«Культуры и субкультуры рождаются, когда старые значения встречаются с новыми ценностями и актуальными течениями. Даже самая бесхитростная субкультура вынуждена носить в себе следы древних цивилизаций, потому что ничего нового не создаётся. Общество снова и снова истолковывает найденное далёкими предками. Рэп и рок-н-ролл придумали для подростков из-за того, что им всегда не хватает чего-то нового», – уверен Кирилл Михайлович.

Как считает К.М. Захаров, сиюминутные увлечения можно сравнить с насморком. Педагог должен разбираться в морфологии массовой культуры, чтобы отличить небольшую простуду от серьёзного гриппа. Для этого нужно понимать саму механику новых движений.

Кирилл Михайлович подчеркнул, что массовая культура болезненно ощущает свою эфемерность: «Вечное не исключает сиюминутное. Никакая современная мода не способна отменить классическое наследие. Она может сдвинуть вечное из центра внимания, но классика уже переросла своё время и нацию, тем самым она останется с нами навсегда».

Лектор привёл в пример Фрэнка Синатру и Элвиса Пресли, которые не приняли новое поколение музыкантов. Именно новые проявления моды – объект бунта молодёжной субкультуры, что позволяет культуре меняться.

В продолжение лекции Кирилл Михайлович рассказал, как аниме и компьютерные игры привлекают к себе большое количество последователей из-за привязки к древним культурным кодам. Отдельно профессор остановился на восприятии музыки разными поколениями, причинах популярности новых сериалов, игр и книг.

«Специфичный портрет эпохи создаётся в результате взаимодополняющего диалога классического наследия с актуальными приметами времени», – завершил лекцию К.М. Захаров.

Летняя школа «Учитель – урок – ученик: вековые традиции и новые смыслы» является частью стратегического проекта «Учитель в образовательной парадигме» программы «Приоритет 2030».