Skip to main content Skip to search

Молодые учителя побывали на «научном стендапе» А.И. Заграничного

10 August, 2023 - 11:15

Молодые учителя побывали на «научном стендапе» А.И. Заграничного

Authors:
Text: 
Аэлита Пономарёва
Photo: 
Аэлита Пономарёва

Ассистент кафедры социальной психологии образования и развития А.И. Заграничный рассказал молодым педагогам о современных моделях коллективного взаимодействия, разобрал ситуации, с которыми зачастую сталкиваются педагоги, и поделился рекомендациями по созданию комфортной атмосферы в школьных коллективах.

Занятия в Летней школе для молодых учителей «Учитель – урок – ученик: вековые традиции и новые смыслы» продолжаются. Лекции третьего дня интенсива были посвящены теме «Ученик». Исходя из тематики, все занятия были направлены на изучение коммуникативных тенденций в школьной среде, особенно тех, которые касаются межличностных отношений учеников.

Перед тем как начать лекцию, А.И. Заграничный рассказал о своём профессиональном пути, отметив, что 10 лет своей трудовой деятельности он отдал работе в школе, а 8 лет – проработал вожатым в детских лагерях.

«Я сегодня хотел бы поговорить о том, как формируются детские коллективы. Мы постараемся понять, зачем они нужны, и определим – есть ли место школьным сообществам в современном мире. Задача нашей лекции в том, чтобы научиться выстраивать отношения обучающегося с группой и группы с обучающимся. Если у нас всё получится, то вы выйдете из аудитории с ясным пониманием того, как объединять людей», – заявил Антон Игоревич.

Выступление А.И. Заграничного было построено в необычном формате, оно представляло собой «научный стендап» с большим количеством интерактивных точек. Слушатели решали кейсы, делились своим профессиональным опытом, голосовали за различные варианты действий, описывающие пути разрешения сложных педагогических задач.

А.И. Заграничный рассказал о субкультурах, о стремлении детей объединяться в группы по интересам и предпочтениям, о сложности и изменчивости коммуникативной среды современных обучающихся. По словам лектора, идентификация с какой-либо группой – это социальная необходимость.

Спикер также указал на то, что современные обучающиеся отличаются от своих родителей, и это необходимо учитывать в процессе организации коллектива в образовательной среде. «Сегодня мы переходим от модели коллектива «сумма индивидов» к модели «соотношение индивидуальностей» – заметил лектор, резюмировав, что сегодня коллектив должен рассматриваться как ресурс для его участников.

Цель, которая ставится перед классом или кружком, должна быть важна для каждого обучающегося, а не только лишь для педагога и классного актива.

Как утверждает спикер, нужно изменить отношение и к «совместной деятельности», осознать, что конструктивная совместная работа – это выбор членов коллектива, а не обязанность. Кроме того, позиция «совместная деятельность – это поровну» малоэффективна, наиболее продуктивная позиция – «совместная деятельность – это по возможностям».

Лекция вызвала неподдельный интерес у слушателей. Молодые педагоги буквально не хотели отпускать спикера, задавая ему множество вопросов.

Напомним, Летняя школа для молодых учителей «Учитель – урок – ученик: вековые традиции и новые смыслы» является частью стратегического проекта «Учитель в образовательной парадигме» программы «Приоритет 2030». Она открылась 7 августа и будет действовать до 10 августа.