17 марта 2022 года состоялся круглый стол «Новая геополитическая конфигурация Большой Евразии», на котором эксперты обсудили судьбу пространства Большой Евразии в контексте изменяющегося мира. Объективный анализ происходящей трансформации мирового порядка и определение перспектив формирования новой геополитической конфигурации в Большой Евразии стали целями мероприятия. Организаторами выступили АНО «Институт Русского зарубежья», Научно-образовательный центр сотрудничества со странами СНГ и Балтии Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, Информационно-аналитический центр «Евразия-Поволжье», Аналитический портал «Деловая Евразия», АНО «Информационно-аналитический центр Евразийская инициатива», фонд «Русский мир».
Модераторы констатировали факт перестраивания всей системы международных отношений. «Мы видим, как на наших глазах это пространство серьезно трансформируется. Наша задача обсудить контуры того мира, который через какое-то время будет формироваться на евразийском пространстве» - отметил Сергей Пантелеев.
Доцент кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Гущин акцентировал внимание на безальтернативности развития «восточного проекта» и евразийских подходов во внешней политике России. В создавшейся ситуации, безусловно, приоритетными являются отношения с Китаем. Старая идея о «Евразии от Дублина до Владивостока» уже явно не актуальна, так как из конструкции «Большая Евразия» сегодня просто выпадает Западная Европа. Однако проект необходимо развивать на основе двустороннего и многостороннего взаимодействия с Китаем, Индией, странами АТР и Ближнего Востока». Также необходимы изменения и внутри России, в частности, развитие промышленной, логистической инфраструктуры, информационной среды, прежде всего, на востоке России.
Профессор Центра евразийских исследований Гейдара Алиева и университета Ибн Халдуна Сары Яшар (Турция) обратил внимание на популярность евразийских идей в Турции несмотря на то, что они родились в России: «Часто евразийство в Турции понимается как союз Турции, Китая и России против Запада. Турция видит, что Россия, несмотря на наличие различий в геополитических интересах, имеет большое значение для стабилизации ситуации в различных региональных конфликтах».
Директор Центра исследовательских инициатив «Ma’no» Бахтиёр Эргашев (Узбекистан), обратил внимание на фактор Афганистана, который по-прежнему остается источником потенциального негативного воздействия на ситуацию в Центральной Азии. «Мы являемся свидетелями очень жесткой эскалации взаимоотношений коллективного Запада с Россией», - отметил эксперт. Если победит блок России и Китая, тогда, по мнению эксперта, однополярный мир уйдет в прошлое.
Сергей Лущ, председатель движения «Союз» в Беларуси в своём докладе обратил внимание на то, что «Беларусь в полном объёме исполняет свои союзнические обязательства». Эксперт подчеркнул, что возврат в предыдущее состояние международных отношений невозможен: «Сейчас Россия проходит испытание на то, чтобы стать драйвером развития в евразийском регионе, чтобы укрепить военную и политическую субъектность, чтобы быть готовой обеспечить стабильность и безопасность для других игроков и партнёров».
Профессор Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева Акбота Жолдасбекова (Казахстан) видит результатом сегодняшнего кризиса движение стран Центральной Азии в ближайшем будущем в сторону прагматизма во внешней политике и экономике. Относительно реакции народа Казахстана на геополитические вызовы она подчеркнула роль президента Казахстана в стабилизации ситуации: «Послание президента успокоило народ, после поручения президента Центральному банку произошла стабилизации курса тенге».
Лариса Хопёрская, доктор политических наук, профессор, директор Центра Евразийских исследований из Киргизии оценила взаимодействие стран постсоветского пространства, которые имеют статус стратегических партнеров в сегодняшнем кризисе: «Согласно правовому статусу, стратегические партнёры - это те государства, которые не только стремятся к совместной выгоде, не только имеют общую позицию по международным вопросам, но и в случае трудностей несут общие потери».
Валерий Рудич - профессор кафедры публичного права Уральского государственного экономического университета акцентировал внимание на задачах России по формированию евразийского регионального комплекса безопасности с учётом влияния украинского кризиса на геополитическую ситуацию в мире и в Большой Евразии.
Обозреватель журнала МИД РФ «Международная жизнь» Сергей Филатов отметил, что сейчас необходимо сформировать единую азиатскую финансовую систему, которая не была бы привязана к мировой финансовой системе. Относительно спецоперации России на Украине, он отметил, что «Ассоциация государств Юго-Восточной Азии не осудила спецоперацию России потому, что помнит своё колониальное прошлое. Африка, Бразилия и Аргентина также не осудили Россию, так как помнят своё колониальное прошлое».
Доцент Ташкентского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Равшан Назаров (Узбекистан) считает, что «…государства Центральной Азии находятся в состоянии, когда невозможно вообще никакого хода сделать, либо сделать тот, который только ухудшит ситуацию».
Ахмад Вахшитех - ассистент Российского университета дружбы народов, главный редактор информационного ресурса «RussinViewer» из Ирана представил позицию двух политических сил Ирана на сложившуюся ситуацию на Украине: «После начала спецоперации президент Ирана Ибрахим Раиси звонил Владимиру Путину и пожелал удачи». Также он обратил внимание на необходимость усиления работы российских медиа на иранском направлении: «Народу очень не хватает объективной информации о позиции России».
Павел Дятленко - доцент Кыргызско-Российского (Славянского) университета отметил, что помочь адаптации Киргизии может интенсификация интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, ОДКБ, СНГ, а также развитие связей с региональными соседями – Китаем, Индией, Ираном».
Михаил Синицын, заместитель руководителя аппарата Комитета Совета Федерации по международным делам отметил факт кризиса западноцентричного универсализма: «Стандарты в сфере прав человека завязаны на международные организации, которые находятся на Западе. Крупнейшие финансовые центры также западноцентричны. Тоже самое и в сфере безопасности. Все эти западноцентричные модели сегодня начинают трещать по швам».
Подводя итоги круглого стола, эксперты отметили, что нынешний этап трансформации прежней системы международных отношений начался с 2014-го года, когда мир вступил в период хаотизации международных отношений. Украинский кризис стала общей проблемой для всей Евразии. Его фактор был виден и в событиях в Беларуси в 2020-м, и в Казахстане в январе 2022. Украина стала плацдармом для наступления на Россию и ее союзников.
Российская Федерация долгий период исходила из позиции сохранения статус-кво на постсоветском пространстве. В определенный момент эта позиция привела к пониманию того, что следующим объектом удара может стать сама Россия. Как бы сложно ни давалось решение о проведении специальной военной операции на Украине, тем не менее, оно связано с обретением некоторых точек опоры. Сложный выбор, который был сделан Россией - это вопрос дальнейшего существования России и большого евразийского пространства.