Skip to main content Skip to search

Методика и техника сбора социологической информации



Цель изучения дисциплины

Формирование у будущих специалистов фундаментального теоретического базиса, широкого кругозора, социологического мышления и практических навыков изучения и оценки современных общественных процессов, явлений и событий. Познакомить студентов с современными подходами, методами и приемами прикладных социологических исследований, обучить навыкам сбора, и обработки демографической информации. 

Содержание дисциплины

- Становление и развитие эмпирической социологии за в России и за рубежом. 

- Теоретико-методологические основы социологического исследования.

 - Категориальный аппарат социологического исследования.

 - Социальная реальность и социальный факт в социологическом исследовании.

- Программа социологического исследования, её структуры и функции. 

- Интерпретация и операционализация понятий в современном социологическом исследовании. 

- Выборка в социологическом исследовании.

 - Интерпретация и операционализация понятий в социологическом исследовании. 

- Метод, методика, техника, процедуры в социологическом исследовании. 

- Метод наблюдения в социологии. Место наблюдения в системе сбора первичной социальной информации.

- Документальные источники социологической информации и методы их анализа.

- Метод экспертного опроса.

- Социальный эксперимент. 

- Опрос как метод сбора первичной социологической информации Интервью как разновидность социологического опроса.

- Измерение, шкалирование в современном социологическом исследовании.

- Анкетный опрос. Вопрос как инструмент получения эмпирических данных.

 - Взаимосвязь анализа, объяснения, интерпретации данных социологического исследования. 

- Форматирование и презентация результатов социологического исследования.

Формируемые компетенции

УК-1; УК-5; ОПК-3; ОПК-4; ПК-1; ПК-3; ПК-5 

Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины

•Знать:

-особенности проблемных ситуаций различных типов демографической информации;

-этноконфессиональную и социальную специфику и причины появления традиций и обычаев различных категорий населения современного социума исходя из тенденций развития социальной структуры, социальных институтов и процессов;

-основы моделирования и прогнозирования социально-демографических процессов на основе использования методологии, методов, методик социологического исследования и анализа данных;

содержание основных правовых документов, регламентирующих профессиональную деятельность в изучаемой сфере;

-методологию и методы формирования программы социологического исследования для решения конкретных фундаментальных и прикладных задач;

-углубленные специализированные теоретические концепции по социологической и демографической тематике;

-основы программирования и реализации социологических исследований.

 Уметь:

- применять идеи и концепции, полученные из доступной научной информации, к решению поставленных академических и прикладных задач;

- толерантно взаимодействовать с различными группами населения с учетом их и личностного, социального, религиозного и этнокультурного развития;

- использовать основные социологические понятия и теории как инструмент выявления тенденций развития социальных явлений, институтов и процессов;

- на основе выводов и выявленных тенденций формулировать практические рекомендации по изучаемой тематике;

-  самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях демографии и социологии;

- выявлять ресурсы, объемы работы и распределять их среди исполнителей в целях повышения эффективности решения научных и научно-прикладных задач исследования;

- составлять техническую документацию, контролировать ход полевых работ по сбору социальной информации.

•Владеть: 

- навыками критического использования методов сбора, социальной информации для анализа и разрешения демографических проблем;

- коммуникативными навыками социального взаимодействия с представителями разных культур и сообществ для достижения личностно и профессионально значимых социальных целей;

- навыками моделирования и прогнозирования социальных явлений, процессов;

- навыками оценки результатов реализации профессиональной деятельности, проверки гипотез обобщения результатов и выработки практических рекомендаций;

- навыками разработки программы мониторинга и оценки результатов реализации профессиональной деятельности в изучаемой сфере;

- навыками экспертной, аналитической и консалтинговой деятельности;

- навыками работы с заказчиками, исполнителями, презентации результатов социологических исследований.

Формы промежуточного контроля знаний

 

Реферат, эссе, опрос, творческое задание, контрольная работа, тест, обсуждение

Форма итогового контроля знаний

Зачет (на 2 курсе) 

 

Файл рабочей программы (очная форма):