Цель изучения дисциплины |
Формирование у будущих специалистов фундаментального теоретического базиса, широкого кругозора, социологического мышления и практических навыков изучения и оценки современных общественных процессов, явлений и событий. Познакомить студентов с современными подходами, методами и приемами прикладных социологических исследований, обучить навыкам сбора, и обработки демографической информации. |
Содержание дисциплины |
- Становление и развитие эмпирической социологии за в России и за рубежом. - Теоретико-методологические основы социологического исследования. - Категориальный аппарат социологического исследования. - Социальная реальность и социальный факт в социологическом исследовании. - Программа социологического исследования, её структуры и функции. - Интерпретация и операционализация понятий в современном социологическом исследовании. - Выборка в социологическом исследовании. - Интерпретация и операционализация понятий в социологическом исследовании. - Метод, методика, техника, процедуры в социологическом исследовании. - Метод наблюдения в социологии. Место наблюдения в системе сбора первичной социальной информации. - Документальные источники социологической информации и методы их анализа. - Метод экспертного опроса. - Социальный эксперимент. - Опрос как метод сбора первичной социологической информации Интервью как разновидность социологического опроса. - Измерение, шкалирование в современном социологическом исследовании. - Анкетный опрос. Вопрос как инструмент получения эмпирических данных. - Взаимосвязь анализа, объяснения, интерпретации данных социологического исследования. - Форматирование и презентация результатов социологического исследования. |
Формируемые компетенции |
УК-1; УК-5; ОПК-3; ОПК-4; ПК-1; ПК-3; ПК-5 |
Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины |
•Знать: -особенности проблемных ситуаций различных типов демографической информации; -этноконфессиональную и социальную специфику и причины появления традиций и обычаев различных категорий населения современного социума исходя из тенденций развития социальной структуры, социальных институтов и процессов; -основы моделирования и прогнозирования социально-демографических процессов на основе использования методологии, методов, методик социологического исследования и анализа данных; содержание основных правовых документов, регламентирующих профессиональную деятельность в изучаемой сфере; -методологию и методы формирования программы социологического исследования для решения конкретных фундаментальных и прикладных задач; -углубленные специализированные теоретические концепции по социологической и демографической тематике; -основы программирования и реализации социологических исследований. •Уметь: - применять идеи и концепции, полученные из доступной научной информации, к решению поставленных академических и прикладных задач; - толерантно взаимодействовать с различными группами населения с учетом их и личностного, социального, религиозного и этнокультурного развития; - использовать основные социологические понятия и теории как инструмент выявления тенденций развития социальных явлений, институтов и процессов; - на основе выводов и выявленных тенденций формулировать практические рекомендации по изучаемой тематике; - самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях демографии и социологии; - выявлять ресурсы, объемы работы и распределять их среди исполнителей в целях повышения эффективности решения научных и научно-прикладных задач исследования; - составлять техническую документацию, контролировать ход полевых работ по сбору социальной информации. •Владеть: - навыками критического использования методов сбора, социальной информации для анализа и разрешения демографических проблем; - коммуникативными навыками социального взаимодействия с представителями разных культур и сообществ для достижения личностно и профессионально значимых социальных целей; - навыками моделирования и прогнозирования социальных явлений, процессов; - навыками оценки результатов реализации профессиональной деятельности, проверки гипотез обобщения результатов и выработки практических рекомендаций; - навыками разработки программы мониторинга и оценки результатов реализации профессиональной деятельности в изучаемой сфере; - навыками экспертной, аналитической и консалтинговой деятельности; - навыками работы с заказчиками, исполнителями, презентации результатов социологических исследований. |
Формы промежуточного контроля знаний |
Реферат, эссе, опрос, творческое задание, контрольная работа, тест, обсуждение |
Форма итогового контроля знаний |
Зачет (на 2 курсе) |