Skip to main content Skip to search


Цель изучения дисциплины

Знакомство студентов с процессами создания, оформления и эволюции региональной политики в России как  составной части государственного регулирования; с новейшими представлениями о комплексе законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения  в регионе; в понимании региональной политики, включающей: федеральную региональную политику; региональную политику субъектов федерации, федеральных округов, муниципальных образований; в необходимости сконцентрировать внимание обучающихся на  принципах, целях, приоритетных задачах и механизмах реализации Региональной политики РФ. 

Содержание дисциплины

- Сущность региональной политики РФ 

- Теории и методы регионального развития территорий.

 - Социально-экономическая безопасность российских регионов. Функционирование региональной социальной политики РФ. 

- Особенности региональной политики в сфере предпринимательства.

- Перспективы межрегионального сотрудничества на постсоветском пространстве.

 - Гуманитарная  политика в РФ и регионах.

- Особенности региональной национальной политики РФ.  

-Социально-экономический и административно-территориальный облик современной России.

Формируемые компетенции

УК-1; УК-5; ОПК-3; ПК-1; ПК-3; ПК-5 

Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины

•Знать: 

- специальный понятийно-категориальный аппарат изучаемой дисциплины;

– основные этапы становления, оформления и эволюции региональной политики в России; последовательность государственно-управленческих действий и решений в рамках региональной политики; 

 – правовые, организационные основы региональной политики РФ;

. социальные стратегии, общепринятые этические нормы, учитывать их особенности при реализации межкультурного взаимодействия для решении профессиональных задач;

- содержание и специфику изучаемой научной дисциплины; содержание, особенности ее основных категорий; 

-содержание процесса целеполагания социального развития, его особенности и способы реализации при решении профессиональных и социальных задач, исходя из требований современного общества;

- методические, методологические и организационно- технические  основы проведения научных исследований;  

- методы сбора, анализа и синтеза социальной информации, пути их использования в решении исследовательских задач с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий;

- социологический инструментарий анализа и прогнозирования социальных явлений и процессов, происходящих в обществе, задающий управленческое содержание политики, в том числе в долгосрочной перспективе. 

Уметь: 

определять основные проблемы,  возникающие на различных этапах становления региональной политики РФ,

 в том числе на современном этапе; 

– выявлять факторы, определяющие эффективность региональной политики РФ; 

- выявлять общее и особенное в отечественном и зарубежном опыте  регулирования сферы региональной политики и  его адаптация к условиям современной России;

- формулировать и отстаивать в дискуссии свои научные результаты;

- анализировать социальные явления и процессы, выявлять и решать социально значимых проблем;

- самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, расширять и углублять собственную научную компетентность; использовать инструментарий для решения организационно-управленческих задач;

- формулировать цели и задачи исследования, условия их достижения; использовать инновационные разработки в процессе исследования ;

- проводить социологические исследования на этапах планирования, сбора, обработки и анализа полученных данных;

- организовывать деятельность по координации соисполнителей, участвующих в выполнении работ с другими организациями;  разрабатывать научные исследования и  стратегии региональной политики в России; 

- различать различные сферы применения полученных научно-исследовательских результатов: -  государственная региональная политика, проводимая федеральными органами власти и управления; -  государственная региональная политика органов власти и управления субъектов Федерации (региональных властей).

•Владеть: 

- навыками социального анализа и прогнозирования в процессе решения исследовательских и управленческих задач

-современными методами исследования общественных  процессов в различных сферах развития региона;

- способами выявления и оценки личностно и профессионально значимых социальных целей, и путей их достижения, критического анализа и оценки результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач;

- комплексом норм и приемов применения полученных знаний и навыков  для разработки практических мероприятий по  выявлению социально значимые проблем, прогнозированию социальных явлений и процессов и выработке  рекомендаций;

- навыками подготовки отчетов, обзоров, аннотаций, аналитических записок, профессиональных публикаций, информационных материалов, презентаций, научных докладов и сообщений в соответствии с поставленными задачами;

- навыками профессиональной поддержки специалистов, участвующих в организации научных и научно-прикладных исследований, учебного процесса, экспертной, аналитической и консалтинговой деятельности;

- навыками целостного подхода к анализу государственно-управленческих действий и решений; навыками применения полученных знаний при решении профессиональных задач в рамках региональной политики РФ.

Формы промежуточного контроля знаний


 Реферат, эссе,  дискуссия, доклад, творческая работа, метод анализа документов, деловая игра. проект, тест, круглый стол

Форма итогового контроля знаний

Зачет (на 2 курсе)

 

Файл рабочей программы (заочная форма):