Цель изучения дисциплины |
Знакомство студентов с процессами создания, оформления и эволюции региональной политики в России как составной части государственного регулирования; с новейшими представлениями о комплексе законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения в регионе; в понимании региональной политики, включающей: федеральную региональную политику; региональную политику субъектов федерации, федеральных округов, муниципальных образований; в необходимости сконцентрировать внимание обучающихся на принципах, целях, приоритетных задачах и механизмах реализации Региональной политики РФ. |
|
Содержание дисциплины |
- Сущность региональной политики РФ - Теории и методы регионального развития территорий. - Социально-экономическая безопасность российских регионов. Функционирование региональной социальной политики РФ. - Особенности региональной политики в сфере предпринимательства. - Перспективы межрегионального сотрудничества на постсоветском пространстве. - Гуманитарная политика в РФ и регионах. - Особенности региональной национальной политики РФ. -Социально-экономический и административно-территориальный облик современной России. |
|
Формируемые компетенции |
УК-1; УК-5; ОПК-3; ПК-1; ПК-3; ПК-5 |
|
Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины |
•Знать: - специальный понятийно-категориальный аппарат изучаемой дисциплины; – основные этапы становления, оформления и эволюции региональной политики в России; последовательность государственно-управленческих действий и решений в рамках региональной политики; – правовые, организационные основы региональной политики РФ; . социальные стратегии, общепринятые этические нормы, учитывать их особенности при реализации межкультурного взаимодействия для решении профессиональных задач; - содержание и специфику изучаемой научной дисциплины; содержание, особенности ее основных категорий; -содержание процесса целеполагания социального развития, его особенности и способы реализации при решении профессиональных и социальных задач, исходя из требований современного общества; - методические, методологические и организационно- технические основы проведения научных исследований; - методы сбора, анализа и синтеза социальной информации, пути их использования в решении исследовательских задач с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий; - социологический инструментарий анализа и прогнозирования социальных явлений и процессов, происходящих в обществе, задающий управленческое содержание политики, в том числе в долгосрочной перспективе. •Уметь: определять основные проблемы, возникающие на различных этапах становления региональной политики РФ, в том числе на современном этапе; – выявлять факторы, определяющие эффективность региональной политики РФ; - выявлять общее и особенное в отечественном и зарубежном опыте регулирования сферы региональной политики и его адаптация к условиям современной России; - формулировать и отстаивать в дискуссии свои научные результаты; - анализировать социальные явления и процессы, выявлять и решать социально значимых проблем; - самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, расширять и углублять собственную научную компетентность; использовать инструментарий для решения организационно-управленческих задач; - формулировать цели и задачи исследования, условия их достижения; использовать инновационные разработки в процессе исследования ; - проводить социологические исследования на этапах планирования, сбора, обработки и анализа полученных данных; - организовывать деятельность по координации соисполнителей, участвующих в выполнении работ с другими организациями; разрабатывать научные исследования и стратегии региональной политики в России; - различать различные сферы применения полученных научно-исследовательских результатов: - государственная региональная политика, проводимая федеральными органами власти и управления; - государственная региональная политика органов власти и управления субъектов Федерации (региональных властей). •Владеть: - навыками социального анализа и прогнозирования в процессе решения исследовательских и управленческих задач -современными методами исследования общественных процессов в различных сферах развития региона; - способами выявления и оценки личностно и профессионально значимых социальных целей, и путей их достижения, критического анализа и оценки результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач; - комплексом норм и приемов применения полученных знаний и навыков для разработки практических мероприятий по выявлению социально значимые проблем, прогнозированию социальных явлений и процессов и выработке рекомендаций; - навыками подготовки отчетов, обзоров, аннотаций, аналитических записок, профессиональных публикаций, информационных материалов, презентаций, научных докладов и сообщений в соответствии с поставленными задачами; - навыками профессиональной поддержки специалистов, участвующих в организации научных и научно-прикладных исследований, учебного процесса, экспертной, аналитической и консалтинговой деятельности; - навыками целостного подхода к анализу государственно-управленческих действий и решений; навыками применения полученных знаний при решении профессиональных задач в рамках региональной политики РФ. |
|
Формы промежуточного контроля знаний |
|
|
Форма итогового контроля знаний |
Зачет (на 2 курсе) |