Skip to main content Skip to search

Дежурный психолог А.А. Карелин Нейролингвистическое программирование: техники формирования мотивации

5 February, 2021 - 15:30

Дежурный психолог А.А. Карелин Нейролингвистическое программирование: техники формирования мотивации

Дежурный психолог А.А. Карелин  

Нейро-лингвистическое программирование: техники формирования мотивации  

 

  «В интернете очень много противоречивой информации о техниках НЛП, в чем их суть, и не преувеличиваются ли их возможности?»  

Влада, 19 лет

 

Мир – это чудо,  

в котором ничего нельзя считать доказанным ни при каких условиях 
 Флоринда Дондер  

Нейролингвистическое программирование (НЛП) – одно из направлений современной практической психологии. Основателями этого направления являются Ричард Бендлер и Джон Гриндер. Данный подход имеет некоторые особенности, о которых стоит помнить в ходе любой коммуникации (особенно профессиональной). Использование различных моделей, процедур и приёмов НЛП на практике приводит к ожидаемому результату с большей вероятностью, если придерживаться определённых правил и представлений:  

- важно обращать внимание на то, что делает человек (на его реакции), а не на свою интерпретацию воспринимаемого. Все внутренние процессы проявляются во внешних, доступных чувственному восприятию формах (реакциях). Реальность дана нам в том, что мы видим, слышим, ощущаем… 

представления человека о реальности (образ мира) и сама реальность (мир) всегда различаются. Отличие нашего образа мира от самого мира также велико, как и отличие географической карты от территории. «Картанеестьтерритория»  известное выражение Альфреда Коржибски. Важно учитывать, что карта не репрезентирует всю территорию, т.е. наш образ мира воспроизводит лишь отдельные грани бесконечно многообразной реальностиОбраз мира человека воспроизводит те стороны реальности, которые имеют отношение к удовлетворению наших биологических и социальных потребностей. Карта реальности (образ мира) одного человека всегда отличается от карты реальности (образа мира) другого человека; 

отношение к бессознательному: подавляющее большинство психологических механизмом и процессов, регулирующих наше поведение, находится за границами сознания. Этот факт и определяет первостепенный интерес к данной области психики. Почти все психические механизмы, регулирующие важнейшие физиологические  

процессы нашего организма, находятся в области бессознательного. Это позволяет относиться к бессознательному, как важному человеческому ресурсу;  

структура процесса важнее, чем содержание. Это положение подчёркивает первостепенную роль структуры психологического механизма (процесса) в порождении той или иной реакции человека и в регуляции его поведения. Содержание поведения человека или его жизненные обстоятельства могут быть разными, но если структура психологических механизмов, регулирующих поведение в каждом конкретном случае, сходна, то и реакция окажется сходной;  

экологическая проверка полезности осуществляемых изменений для личности в целом. Экологическая проверка завершает работу по изменению и ее результаты служат критерием точности выбранных  

способов воздействия. Человек – это система, он бесконечно сложен. Учесть все многообразие его внутренних связей и взаимозависимостей  

задача экологической проверки 

В рамках данного направления существуют и другие аксиоматические представления (пресуппозиции), которые рассматриваются как удобный инструмент, помогающий достигнуть желаемого эффекта от используемых техник. Значимость пресуппозиций состоит не в том, что они достоверно описывают реальность, а в том, что эти аксиоматические представления позволяют раскрыть потенциальные возможности применяемых технических приёмов в работе по изменению структуры внутреннего опыта человека. 

Психологические техники НЛП 

Психологические техники в рамках данного направления очень многообразны и порой очень отличаются друг от друга по ряду параметров. Человек – это многоуровневая система. Изменение может происходить на разных уровнях его организации. На каком уровне работают техники НЛП?  

Рассмотрим одну из техник формирования мотивации. Обратимся к анализу хорошо знакомой всем ситуации. Родитель усаживает ребёнка делать домашнее задание и говорит: «Пойдёшь гулять, когда сделаешь уроки». Два разных занятия: гулять и делать уроки. Первое занятие (гулять) обладает мотивацией, а второе занятие (учить уроки) не имеет мотивации. В нашем примере мы рассматриваем конкретные действия, а не две (игра и учёба) деятельности в целом. Каков механизм сдвига мотива с мотивированного действия на действие, не имеющее мотивации?  

Слова родителя вызывают в представлении ребёнка две картинки (два зрительных образа): «я гуляю» и «я делаю уроки». Одна картина на заднем плане, другая – на переднем. Эти картины (образы) накладываются друг на друга и объединяются. В результате (несколько упрощая процесс) действие «я делаю уроки» получает доступ к мотивации действия «я гуляю». Ребёнок делает уроки и идёт гулять.  

Иногда, этот воспитательный приём (слова родителя) не ведут к желаемому результату. Например, ребёнок начинает возражать и говорит, что будет скоро темно и все друзья уйдут домой, пока он делает уроки. Ребёнок подменяет первоначальную картину («я гуляю») на картину, не связанную с действием, обладающим мотивацией («темно, все друзья ушли домой, гулять не с кем»). Понятно, что в этом случае мотив не формируется и уроки сделаны не будут. Родитель может вернуть ребёнка к мотивированному образу, сказав, например: «Тебе делать это задание 15 минут. Садись и быстро делай. Успеешь погулять».     

Психический образ регулирует протекание любого нашего действия (регулирующая функция). Мотивирующий к действию образ (в нашем примере это зрительный образ) обладает рядом характеристик (субмодальностей), которые отличают его от образа, не обладающего мотивирующим действием. Когда мы в своём представлении объединяем образы, то образ, не обладающий мотивирующим действием, приобретает характеристики (субмодальности), которые имеют мотивирующую силу. 

Приведённое описание позволяет понять, как работает техника, которая помогает произвольно создать мотивацию к осуществлению какого-либо действия.  Например, вы никак не можете побудить себя готовиться к предстоящему экзамену или сесть за написание курсовой (диплома, статьи и т.д.). Что и в какой последовательности можно сделать для обретения устойчивой мотивации? 

  1. Подумайте о том, что вам нужно сделать, важно сделать, но никак не получается взяться за это дело.  

  1.  Получите доступ к зрительному образу этого важного для вас занятия. Мысленно посмотрите, как вы это делаете или представьте, как вы могли бы это делать. Оставьте, пока, эти образы и перейдите к следующему шагу. 

  1. Найдите в своей повседневной жизни занятие, которое привлекает вас, доставляет вам удовольствие, и вы регулярно посвящаете ему определённое время каждый день (частоту занятия вы можете выбрать сами). 

  1. Получите доступ к зрительному образу привлекательного для вас занятия (осознайте его). Мысленно посмотрите, как вы это делаете и получите удовольствие от того, что увидели. Спросите себя: «Хочу я с таким же желанием и удовольствием готовиться к экзамену (писать курсовую …)?» Если: «Да», то переходим к следующему шагу.  

  1. Образ привлекательного для вас занятия (из пункта 4) поместите перед собой на заднем плане, а образ занятия слабо мотивированного (из пункта 2) на переднем плане перед собой. 

  1. Наблюдайте за образами. Они через небольшое время (обычно 5-10 секунд) начинают трансформироваться, вступают во взаимодействие друг с другом. Через некоторое время (у всех по-разному) трансформация образов замедлится или прекратится. Это означает, что процесс завершён.  

 

Техника описана на примере зрительного образа, но её можно применять и с использованием образов иных чувственных модальностей.  

Уважаемый читатель, в настоящее время НЛП достаточно разветвлённое направление в современной психологии. Есть много оригинальных авторов, работы которых можно специально посмотреть. Я приведу в списке литературы несколько ссылок на работы, которые содержат подробное описание многих интересных и эффективных техник. Среди этих работ есть и книги автора данной статьи; «Снег на листьях» и «Психология изменений». Эти книги есть в фондах Научной библиотеки СГУ. Все книги многократно переиздавались, по этой причине год выпуска и издательство не указываются.

Увлекательного Вам знакомства с достижениями НЛП!

Литература 

Бендлер Р., Гриндер Д. Из лягушек – в принцы.  

Бендлер Р. Используйте свой мозг для изменения. 

Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП.  

Карелин А.А. Снег на листьях. 

Карелин А.А. Психология изменений.