Е.В.Рягузова
профессор, зав. каф. психологии личности
доктор психологических наук, доцент,
СГУ им. Н.Г. Чернышевского
Я – ДРУГОЙ: ЗЕРКАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ИСКУССТВА
Аннотация
Представлена теоретическая рефлексия зеркальной метафоры в гуманитарных и когнитивных науках. Обосновывается зеркальный эффект искусства, социальнопсихологическое содержание которого репрезентируется через такие дихотомии как: Я – Другой, интерактивность – интерпассивность, интесубъективность – интеробъективность. Утверждается, что психологический смысл зеркального эффекта искусства заключается в самодетерминации и познании личностью себя через возможности, предоставляемые в мире искусства многочисленными Другими.
Ключевые слова: психология искусства, Я–Другой, зеркальные отображения, зеркальная метафора, зеркальный эффект искусства, интерактивность – интерпассивность, интерсубъективность – интеробъективность.
Abstract
A theoretical reflection of the mirror metaphor in the humanities and cognitive sciences is presented. The article substantiates the mirror effect of art, the socio-psychological content of which is represented through such dichotomies as: I – Other, interactivity – interpassivity, interesubjectivity–- interobjectivity. It is argued that the psychological meaning of the mirror effect of art lies in self-determination and the individual's cognition of himself through the possibilities provided in the aesthetic world by numerous Others.
Keywords: psychology of art, I–Other, mirror images, mirror metaphor, mirror effect of art, interactivity – interpassivity, intersubjectivity – interobjectivity.
Add new comment