Skip to main content Skip to search

Онлайн-занятия подсказали психологам новые темы

Крикун София Дмитриевна
Ассистент
Department of General and Social Psychology

– С самого начала дистанционный формат задал много вопросов: как сделать обучение структурным, как включить в работу всех студентов, как контролировать выполнение заданий?

Основные сложности, с которыми столкнулась лично я, – это перегрузка почты (когда студенты почти одномоментно, все сразу, пытаются отправить свои домашние задания); а также значительное увеличение объёма времени для проверки письменных работ (кажется, с этим все преподаватели столкнулись).

Не сразу, постепенно я стала находить варианты оптимизации образовательного процесса в новых условиях. Стала использовать google-формы для контрольных вопросов по материалам заданий. Этот онлайн-сервис очень хорошо подошел для создания каналов обратной связи, онлайн-тестирований и опросов. С его помощью несложно учитывать всех студентов, которые эти google-формы проходят, и видеть их ответы в таблице сразу, в одном месте, а не собирать их по почте.

YouTube я в основном использую для демонстрации наглядного учебного материала. Появилась возможность экспериментировать. Google-диск я также использовала для загрузки самостоятельных работ студентов.

Новые возможности открылись, когда университет открыл нам доступ к Google Meet, где уже можно было показывать презентации, организовать совместный просмотр видеоматериала, и при этом всё достаточно стабильно работало. Даже те студенты, у которых были проблемы с микрофонами и видео, могли заходить в чат и участвовать в общем разговоре.  Приходилось общаться и через социальную сеть ВКонтакте, которая позволяла взаимодействовать напрямую, неформально, быстро реагировать, обсуждать какие-то дополнительные вопросы к заданиям. А, как выяснилось на встречах со студентами в Google Meet, вопросов у них много, но до этого они стеснялись их задавать, проявлять активность. ВКонтакте для них это оказалось сделать проще.

Google-формы помогали проводить проверочные тесты. Например, зачёт в формате итогового тестирования у меня один из курсов проходил именно так. Удобно, что по завершению тестирования в таблице успеваемости сразу виден результат. Каждая форма представляет собой страничку, на которой размещена анкета. После её заполнения студентом я получала результаты опроса и могла в дальнейшем проанализировать их и оценить.

Университетская образовательная система «IpsilonUni» также оказалась очень удобной как для меня, так и для многих коллег.

 Если рассматривать не только техническую сторону процесса, но и психологическую, то здесь я замечала схожие проблемы и у студентов, и у преподавателей. Понятно, что всем надо было выйти из зоны комфорта и полностью адаптировать свою деятельность к новым условиям, освоить формат, в котором ещё никто не работал. Ведь мы привыкли строить коммуникации по своим правилам, а теперь нужно было привыкать к деловому и более лаконичному, напряжённому стилю общения. Как профессионал-психолог я начала выяснять, как студенты себя чувствуют в таких обстоятельствах?  Выяснилось, что, по их мнению, «грызть гранит науки» на парах, в живом сообществе «себе подобных» значительно интереснее, увлекательнее. Да и информация лучше усваивается в ситуации групповой рефлексии. Кроме того, сейчас у них нет никакой разгрузки после пар, никакой возможности как-то осмыслить прошедший день, меньше стало живого общения – на это жаловались практически все. Для того чтобы как-то вернуть ребят к привычному для них формату, я давала им групповые задания для выступлений, благо Google Meet позволял это делать.

Выявилась еще одна неожиданная проблема: она касается прежде всего тех студентов, кто приехал на период обучения в Саратов из других городов. Многие из них на период самоизоляции вернулись в родительский дом, где свой уклад и ритм жизни, и не всегда встретили понимание со стороны близких людей: некоторые родители не восприняли дистанционную форму обучения всерьёз и нагрузили своих чад домашними делами по принципу «всё равно дома сидишь, всё успеешь». В результате ребята только глубоким вечером садились за домашнее задание и присылали их в последние минуты. Для них это была реальная дополнительная проблема.

Такие ситуации мы тоже обсуждали в группах. Нам сама жизнь подбрасывала темы: например, эмоциональное выгорание на фоне всех этих непростых обстоятельств, потребность в увеличении стрессоустойчивости. В качестве профилактики мы рассматривали такое средство, как приобретение навыка обязательного планирования дня. Актуальной стала тема нарушения границ личной жизни, тактичное выстраивание таких границ в семье. И хотя эта проблема личная, коснулась она многих. Кстати, сегодня её можно обсудить непосредственно в университете с психологом Валерией Сергеевной Разогреевой (студентам можно записаться на бесплатную дистанционную консультацию: inclusive@info.sgu.ru). 

Я читаю общий курс по психологии для студентов межфака и «Лабораторный практикум по общей психологии». Веду частную практику по вопросам карьерного консультирования, подготовки к поиску работы для студентов-выпускников. Сейчас эта тема особенно актуальна. 11 июня пройдет мастер-класс по основным шагам в поиске работы. В настоящий момент многие компании переходят на удалённую работу и даже организуют удалённые стажировки для студентов, их можно пройти непосредственно из дома. Именно об этом я и буду рассказывать. Пользуясь случаем, приглашаю всех желающих на мастер-класс «Поиск работы после выпуска: 5 важных шагов».

Советует использовать: IpsilonUni, Вконтакте, YouTube, Google meet
Поделиться этим в соцсетях:

Уважаемые преподаватели! Вы так же можете поделиться своим опытом в дистанционной работе. Обращайтесь к редактору рубрики «Советы экспертов» Тамаре Дмитриевне Корневой.