Skip to main content Skip to search

Вокал в стиле Examus

Андреева Юлия Юрьевна
Доцент
Department of Theory, History and Pedagogy of the Arts

– Переход на дистанционное общение со студентами у меня не вызвал организационной паники. Уже в течение 10 лет при самом первом знакомстве мы устанавливаем с ними дополнительные каналы коммуникации через социальную сеть «ВКонтакте». С её же помощью создаются учебные группы, поддерживается индивидуальный диалог.

Вынужденный дистанционный режим, конечно же, внёс свои коррективы в сам процесс обучения, и нами были оперативно разработаны требования для еженедельной и итоговой отчётности студентов в видеоформате, так как он является наиболее эффективным и достоверно показывающим освоение изучаемого материала.

Магистрантам 1 курса очной формы обучения направления «Педагогическое образование» (профиль «Развитие личности средствами искусства» в рамках дисциплины «Современные проблемы теории и истории развития личности средствами искусства») было предложено написать рефераты по темам практических занятий и на основе этого материала снять краткое выступление на видео на 3–4 минуты. За образец съёмки видеоответов была взята «Инструкция по использованию системы Examus», где одним из требований была запись выученного материала наизусть, без отведения взгляда от монитора. Магистранты достаточно успешно справились с этими заданиями, хотя и возникали небольшие трудности у иностранных студентов из Ирака и Китая, так как от них потребовалось чёткое и понятное изложение и произнесение материала, ограниченное временными рамками.

Данное умение позволило магистрантам увидеть и услышать себя со стороны. По их словам, каждое видео они переснимали по 3–4 раза, что лишний раз закрепляло знание пройденного материала. Итоговое видео также будет снято магистрантами очной формы обучения в день экзамена: на 2 вопроса выделяется 7 минут. Студенты заочной формы обучения также успешно справились с заданиями. Тем не менее следует отметить, что такая форма видеофиксации ответа может быть использована как дополнительная, так как не позволяет преподавателю по ходу ответа задавать наводящие вопросы и корректировать логику преподнесения материала. Дополнительные вопросы уже обсуждались в личной переписке в «ВКонтакте» или по e-mail.

Подобные требования к видео, но уже с учётом специфики исполнительской дисциплины «Вокальная подготовка», были разработаны и предложены бакалаврам 1–3 курсов очной формы обучения направления «Педагогическое образование» (профиль «Музыка»). С ними согласились все преподаватели сольного пения, теперь в таком формате у нас проходят все зачёты и экзамены. Рекомендации и консультации по подготовке видео студенты получали регулярно, практически ежедневно, через телефонные звонки, общение через «ВКонтакте», e-mail, Viber, WhatsApp, Instagram. Нагрузка на преподавателей в связи с этим возросла многократно.

В рекомендациях мы прописали даже дистанцию от источника видеозаписи до исполнителя, чтобы потом преподавателям можно было сравнивать разных студентов. Обязательным условием была самостоятельная съёмка студентом сразу всей программы, например, это русская народная песня без сопровождения, романс «под минус» и исполнение школьной песни, которую надо было самостоятельно играть и петь. При потоковой записи каждый студент сталкивался с тем, что если он не доучил хоть одно произведение, то переписывать приходилось всю программу. Это позволило в большинстве случаев добиваться абсолютного знания текста. Однако следует заметить, что такая форма хороша именно для заучивания наизусть и к качеству воспитания голоса не имеет никакого отношения. Итоговое видео, скорее всего, будет применено и при возобновлении традиционного обучения, но уже как форма дополнительного контроля.

Важно понимать, что это были временные меры, и подготовить музыкантов, в частности вокалистов, в условиях дистанционного обучения практически невозможно! Пение – это сложнейший комплексный процесс, при котором умения и навыки, да и сами ощущения передаются только при живом общении, когда ежесекундно ведётся корректировка как технической, так и содержательной стороны исполнения. Ни одни технические средства мира не заменят преподавателей при подготовке специалистов и исполнителей творческой направленности. Никакие примеры идеального исполнения того или иного произведения, найденные на YouTube, не позволят самому студенту внезапно запеть лучше – он должен научиться самостоятельно управлять процессом пения, при опытном и профессиональном контроле преподавателя.

При очном обучении сольному пению в классе всегда находится ещё и концертмейстер, который подождёт, подхватит и сыграет в нужном темпе и тональности, с учётом художественного образа и его интерпретации обучающимся. При дистанционной форме обучения это обеспечить невозможно. Пение под «минус» неприемлемо при обучении академическому пению. Даже в классе эстрадно-джазового пения исполнение под «минус» требует внимательного приспособления к фонограмме под контролем преподавателя.

Если рассматривать техническую сторону видеозаписей, то большинство студентов и преподавателей столкнулись с достаточно низким качеством звукозаписывающих устройств, не говоря уж об устойчивости Интернета даже в черте города. Как тут не вспомнить отрицательный и достаточно комичный опыт работы и записи дуэта в онлайн-режиме, когда одна из студенток находилась в Аркадаке, а другая – во Владивостоке, с разницей во времени в 6 часов и задержкой интернет-сигнала. В итоге девушки записывали отдельно свои партии и сводили их через приложение.

Так что дистанционный режим можно рассматривать как дополнительную форму общения, но не обучения.

20 мая лично для меня запомнится и новым опытом организации и проведения в дистанционном формате VII Международной научно-практической конференции «Развитие личности средствами искусства», который появился при поддержке СГУ на площадке Google Meet. Всё работало идеально, спасибо университету! Как только поступило предложение, то все занятия и зачёты мы сразу перевели на эту площадку, заседания кафедры и просто общение педагогов и студентов и сейчас проходят благодаря Google Meet.

В конференции приняли участие 70 участников из разных российских городов и других стран. За два часа работы пленарного заседания в онлайн-режиме смогли выступить 23 докладчика. Новая практика проведения конференции в дистанционном формате будет применена нами и в будущем, так как решает множество организационных вопросов с международными и иногородними участниками.

Советует использовать: Вконтакте, Google Meet , IpsilonUni, YouTube, Viber, WhatsApp, Instagram
Поделиться этим в соцсетях:

Уважаемые преподаватели! Вы так же можете поделиться своим опытом в дистанционной работе. Обращайтесь к редактору рубрики «Советы экспертов» Тамаре Дмитриевне Корневой.