У наших студентов повысилась мотивация
– В этом семестре я веду практические курсы по иностранному языку – «Практика устной и письменной речи» у 1 и 3 курса, а также дисциплины по дополнительной программе переподготовки «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Данные курсы требуют интенсивной контактной работы со студентами, поэтому переход на дистанционную форму обучения поначалу вызвал трудности, но я их довольно быстро преодолел. На практических занятиях по устной и письменной речи использую несколько платформ для общения со студен тами: мессенджер WhatsApp – для контактной работы, платформа Discord – для видеоконференций и сеть «ВКонтакте» – для выполнения проектных работ. То есть обучение ведётся с помощью применения обычных контактных форм, студентам даются установки для групповых и индивидуальных проектов на платформе «ВКонтакте», а проверка более сложных заданий осуществляется с помощью видеоконференций на платформе Discord.
Что касается дополнительной программы переподготовки «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», то здесь мы использовали ресурсы платформы FutureLearn для онлайн-курсов. Они подготовлены специалистами зарубежных университетов и в наибольшей степени подходят для изучения иностранного языка, приобретения навыков перевода с одного языка на другой. Этот ресурс был открыт как раз в момент перехода на дистанционное обучение в России, на его прохождение давалось полтора месяца, а сами задания были рассчитаны на месяц. Первые четыре недели студенты проходили курс самостоятельно, а уже затем, с помощью тестов, я осуществлял контроль, насколько успешно они осваивают материалы этого курса. В своей работе я использую сайт для создания онлайн-тестов. Также пользуюсь приложением Quizlet для отработки новой лексики.
А теперь мы работаем с ребятами в режиме подкастов, то есть записываем для них аудиолекции, которые насыщены интересным практическим материалом. Они могут прослушать их в свободном режиме по телефону, а затем на основе этого материала выполняют практические задания, которые я проверяю у каждого индивидуально.
Очень стараюсь уложиться в рамки рабочего и учебного дня. В том же ритме организую работу студентов, их у меня 43, если не считать тех, кто пишет курсовые и дипломные работы (вместе с ними – 56). Кстати, наш факультет начал подготовку к дистанционной процедуре защит ВКР студентов 4 курса бакалавриата и 2 курса магистратуры на платформе GoogleMeet согласно методическим рекомендациям, разработанным в университете.
Что касается предстоящей сессии, то аттестационная оценка будет складываться на основе заданий, выполненных студентами в течение всего семестра. Промежуточные аттестации будут проходить в форме тестирования и видеоконференций для проверки владения устной речью. Мы также работаем согласно рабочим программам, строго придерживаясь рейтинговой системы, которая в них прописана.
Могу сказать, что студенты уже полностью адаптировались к дистанционке, у них в какой-то степени даже повысилась мотивация, многие признаются, что не знали, что язык можно изучать таким образом и настолько эффективно. Они открыли для себя много новых инструментов, которыми будут пользоваться и в дальнейшем.
Да и преподаватели освоили много различных современных методик, которые теперь можно использовать для отработки самостоятельной работы студентов даже после того, как выйдем в привычный формат. Можно будет эффективно использовать те же дистанционные курсы, чтобы контролировать самостоятельную работу студентов, которую они обычно выполняют вне аудитории. Теперь мы научились осуществлять контроль и в виртуальном пространстве.
Главный минус виртуальной работы для преподавателя в том, что весь учебный материал, в том числе раздаточный, приходится переводить в онлайн-режим. Мы постоянно общаемся в мессенджерах, у нас есть общая группа преподавателей, где мы делимся друг с другом опытом, даём советы. В онлайн-режиме с помощью различных платформ также проводятся заседания кафедры. На каждом курсе работают методические объединения, где опытом делятся преподаватели, которые ведут практические занятия.
Уважаемые преподаватели! Вы так же можете поделиться своим опытом в дистанционной работе. Обращайтесь к редактору рубрики «Советы экспертов» Тамаре Дмитриевне Корневой.