Учимся! Коллективно, дистанционно, непрерывно!
– Как показала практика, самым эффективным способом общения со студентами остается сеть «ВКонтакте», потому что она им очень хорошо знакома. Естественно, я работаю и в нашей университетской системе дистанционного обучения – образовательной платформе IpsilonUni, удобство которой, главным образом, в том, что она фиксирует ход образовательного процесса при помощи балльно-рейтинговой системы БАРС. Кроме общей ведомости, у каждого студента есть своя страница, в которой отражены результаты его проверенных письменных работ, видно, как эти баллы накапливаются. Размещение заданий, прикрепление файлов на этой платформе – многошаговая процедура: пропустишь один из шагов, и студенты не смогут открыть задание или отправить выполненное. Кроме того, не прикрепляется видео большого объёма, поэтому приходится переадресовывать его на другой ресурс. И в этом смысле социальная сеть «ВКонтакте» оказалась самой удобной. В ней можно производить очень оперативный обмен информацией, создавать общие тематические беседы с участием всей группы. Кроме того, можно, не затратив дополнительных средств, сделать видео- или аудиозвонок, отправить голосовое сообщение, так как часто возникает необходимость длинного комментария, который лучше донести до студента устно.
Немаловажно и то, что студентам на «своей», молодёжной платформе легче задавать преподавателям самые разные вопросы, так как по умолчанию «неофициальная» сеть располагает к такому формату общения. Те же возможности и у сети Facebook, которую мы используем в общении со студентами, магистрантами, коллегами.
Я читаю дисциплины для студентов направления «Реклама и связи с общественностью» на 1, 2 3, 4 курсах, руковожу дипломниками. Магистрантам в этом семестре по моим дисциплинам «Современные исследования медиакультуры» и «Теория и практика связей с общественностью и рекламы» предлагаю материалы лекций, кейсы и творческие задания в дистанционном режиме. Думаю, видеоконсультации понадобятся.
Сегодня нам, преподавателям, приходится осваивать самые разные виртуальные пространства. Например, теперь у нас есть опыт видеообщения через платформу Zoom, где мы собирались со студентами-дипломниками для того, чтобы обсудить общие вопросы, связанные с оформлением и написанием аттестационной работы. Делали попытки выхода на связь и в Skype, но эта система хорошо работает, когда собираются несколько человек, при большем количестве участников возникают технические проблемы.
С помощью Zoom мы также общались и со студентами первого курса. Но эта система всё-таки отпугивает своей уязвимостью. В Google сейчас тоже есть свои неплохие программы, с которыми разбираемся с помощью наиболее продвинутых студентов. Кстати, первокурсники прилично справляются с техникой (читаю для них три дисциплины). Студенты первого курса оказались технически неплохо подготовленными к дистанционному обучению. Они пришли учиться делать рекламу, а освоение рекламных технологий и инструментария не мыслится без технической поддержки. Поэтому для многих из них это профессионально востребованные знания и навыки. Наши первокурсники, например, заняли первое место на факультете, создав презентацию, посвящённую 75-летию Победы. В первом семестре они учились очно, успели познакомиться с преподавателями, что значительно облегчило нам виртуальное общение (вступать в эпистолярный диалог с человеком, которого ты не знаешь, задача не из простых).
Какой плюс я вижу для студентов в дистанционном общении? Они учатся оформлять свои мысли письменно, что не всегда просто даётся в обычной практике. Письменная коммуникация строже, она дисциплинирует; в известной степени учит аналитике и систематизации материала. То есть здесь, в дистанционном варианте, этот навык приобретается вольно или невольно. Но стимуляция научного размышления была бы эффективнее, если бы мы (преподаватели и студенты) время от времени встречались. В живой лекции видишь их реакцию, понимаешь, в каком месте они тормозят, быстрее реагируешь на их запросы. Конечно, сейчас недостаёт интонационного и эмоционального контакта.
Что положительного для преподавателей в сложившейся ситуации? Перезагрузка, обновление своей деятельности. Это развивает и нас тоже. Поначалу было не очень уверенное состояние, некомфортное. Мы, конечно, адаптировались. Помогло в этом отношении участие в вебинарах, посвящённых дистанционному обучению: на образовательной платформе ЮРАЙТ, в электронно-библиотечной системе «Лань», ресурсе «Антиплагиат». Но, признаюсь, я не сторонница тотального онлайн-обучения. В моём научном, профессиональном становлении, думаю, определяющим было воздействие силы личности преподавателя, и я не хотела бы лишать студентов возможности этого интеллектуального удовольствия. К тому же не все одинаково прочитывают книгу, научную в том числе. И есть те, кому нужен грамотный комментарий. Студентов нужно учить видеть научную концепцию, учить научной экспертизе материала.
Впереди нас ждёт новое испытание – виртуальная сессия. Наши студенты живут в разных населённых пунктах, не только в Саратове, многие – в области. У них возникают большие проблемы с Интернетом. Получается, если мы предложим студентам вариант видеоэкзамена, то кого-то поставим в неравные условия. Поэтому мы предлагаем не видеоответы, а творческие работы. То есть освещение проблемы и связанных с ней вопросов, творчески переработанных студентами. Можно, конечно, использовать и автоматизированное тестирование, но в варианте учебного, а не итогового теста.
Уважаемые преподаватели! Вы так же можете поделиться своим опытом в дистанционной работе. Обращайтесь к редактору рубрики «Советы экспертов» Тамаре Дмитриевне Корневой.