Преподаватели и магистранты кафедры коррекционной педагогики приняли участие в Международном научном форуме в формате телемоста «Специальное образование XXI века: от ранней помощи до профессиональной подготовки».
Организаторами форума выступили Общественный совет базовой организации стран-участников СНГ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов в области инклюзивного и специального образования, Экспертный совет по специальному образованию при комитете Государственной Думы РФ по образованию и науке, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Белорусский государственный университет имени Максима Танка, Череповецкий государственный университет, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена.
Форум работал по нескольким основным направлениям:
Системы специального образования, региональный опыт, специфика, требования времени.
Инклюзивные системы образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидов: региональные практики.
Модели межведомственного комплексного сопровождения детей дошкольного и школьного возраста с признаками отклонений в развитии и семей, их воспитывающих.
Организационное, учебно-методическое, консалтинговое и мониторинговое сопровождение профориентации и обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в организациях профессионального образования.
Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям с ранним детским аутизмом.
Комплексная медико-психолого-педагогическая реабилитация детей с кохлеарными имплантами.
Социально-культурная реабилитация лиц с ОВЗ и инвалидов в организациях среднего профессионального и высшего образования.
В приветствиях и докладах участников форума были подробно освещены традиции и инновации в современном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья детей группы риска.
В приветствии Антоновой Л.Н., депутата Государственной Думы, действительного члена РАО, куратора Экспертного совета по специальному образованию, доктора педагогических наук, профессора было сказано о возрастающем значении объединения усилий специалистов разных стран для оказания адресной помощи лицам с ОВЗ.
Асмолов А.Г., член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени М.В. Ломоносова, действительный член РАО, директор Школы антропологии будущего РАНХиГС, доктор психологических наук указал на важность научно обоснованного решения проблем детей с ОВЗ для развития всей системы образования в современных условиях.
Зинченко Ю.П., Президент РАО, декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующий кафедрой методологии психологии, президент Российского психологического общества, доктор психологических наук, профессор определил в своем приветствии ключевые проблемы современного образования.
Семья Г.В., председатель Экспертного совета по специальному образованию, профессор кафедры психологической антропологии МПГУ, доктор психологических наук, член Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей, руководитель рабочей группы «Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства» сделала доклад на тему: «Субъективное благополучие детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях институционализации».
Малофеев Н.Н, вице-президент РАО, член Общественного совета по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов в области инклюзивного и специального образования, член экспертного совета по специальному образованию, доктор педагогических наук, профессор в своем сообщении определилстратегические направления развития образования детей с инвалидностью и ОВЗ.
Хитрюк В.В., директор Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, зам. председателя Общественного совета по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов в области инклюзивного и специального образования, доктор педагогических наук сообщила одиверсификации образовательных маршрутов ребенка с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь.
Шин А. В., министр дошкольного образования Республики Узбекистан и Мухиддинова У.Т.,начальник отдела по координации деятельности специализированных дошкольных организаций, реабилитации и обеспечении здоровья детей Министерства дошкольного образования Республики Узбекистансделали доклад на тему:«Практическое состояние специального образования для детей дошкольного возраста в Республике Узбекистан».
Мовкебаева З.А., директор Ресурсного консультативного центра по инклюзивному образованию для вузов Республики Казахстан, член Общественного совета по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов в области инклюзивного и специального образования, доктор педагогических наук, профессор Казахского национального педагогического университета имени Абая в своем сообщении представилаведущие тенденции развития системы специального и инклюзивного образования в Республике Казахстан.
Муминова Л.Р., заместитель директора по науке Республиканского центра социальной адаптации детей, профессор кафедры коррекционной педагогики Ташкентского педагогического университета им. Низами, членОбщественного совета по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов в области инклюзивного и специального образования, доктор педагогических наукохарактеризовалаорганизацию инклюзивного образования в Республике Узбекистан.
Кантор В.З., проректор по инклюзивному образованию РГПУ им. А.И. Герцена, член Общественного совета по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов в области инклюзивного и специального образования, член экспертного совета по специальному образованию, доктор педагогических наук, профессор сделал доклад на тему: «Потребности педагогических коллективов школ в условиях диверсификации образования слепых и слабовидящих детей».
Кобрина Л.М., проректор по научной работе Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, член Общественного совета по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов в области инклюзивного и специального образования, член экспертного совета по специальному образованию, доктор педагогических наук, профессоррассказала о региональной системе непрерывной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Денисова О.А., заведующая кафедрой дефектологического образования Института педагогики и психологии Череповецкого государственного университета, директор ресурсного учебно-методического центра Северо-Западного Федерального округа ЧГУ, член Общественного совета по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов в области инклюзивного и специального образования, член экспертного совета по специальному образованию, доктор педагогических наук, профессор представила ресурсную стратегию организации образования лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Соловьева Т.А., директор Института коррекционной педагогики РАО, член экспертного совета по специальному образованию, доктор педагогических наук, доцент осветила вопросы включения в цифровую образовательную среду обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Все участники форума с удовлетворением отметили высокий уровень представленных материалов, и то, что дистанционный формат проведения мероприятия позволил огромному числу слушателей из регионов получить большой объем значимой информации.
В роли слушателей в форуме приняли участие Селиванова Ю.В., зав. кафедрой коррекционной педагогики, доценты кафедры: Горина Е.Н, Коновалова М.Д., Мясникова Л.В., Павлова Н.В., Суслова О.И., а также магистранты профиля «Дефектология». Подготовлены статьи в сборник по итогам конференции. Актуальная информация, представленная в докладах и презентациях ведущих ученых в области специального и инклюзивного образования, была обсуждена на заседании кафедры коррекционной педагогики.