Skip to main content Skip to search

Преподаватели СГУ делятся опытом работы в дистанционном формате

27 March, 2020 - 08:55

Преподаватели СГУ делятся опытом работы в дистанционном формате

Authors:
Text: 
Тамара Корнева
Елена Елина

Саратовский университет продолжает работу со студентами в электронном формате. Напомним, что это решение было принято ректором 16 марта. Встречи со студентами теперь проходят исключительно в виртуальном пространстве. О том, как удалось выстроить учебный процесс, рассказали преподаватели СГУ, которые уже имеют солидный опыт удалённого взаимодействия с обучающимися.

Сергей Юрьевич Щеголев, заведующий лабораторией иммунохимии ИБФРМ РАН, профессор кафедры органической и биоорганической химии СГУ, ведущий научный сотрудник ИБФРМ РАН:

– Я оказался достаточно подготовленным к этой ситуации, потому что сам формат моих лекций по дисциплине «Биоинформатика» в последние годы носил презентационный характер. Предмет очень глубоко погружён в Интернет, так что обойтись доской и мелом в моём случае всё равно невозможно. Дело в том, что биоинформатика – мощнейший инструмент исследований в биологии, медицине, сельском хозяйстве, экологии и др. Его главный ресурс – базы данных расшифрованных структур биологических молекул. Это своеобразный аналог молекулярной биологии с той лишь разницей, что биология занимается научными исследованиями в пробирке, а биоинформатика – с помощью мощных компьютерных систем.

Каждая моя лекция – это более 40 слайдов. В период дистанционного обучения я оснастил голосовым пояснением (с помощью технологий на платформе MyOwnConference) показ каждого слайда, которые раньше демонстрировал в аудитории на экране. Это новая форма презентации лекционного материала. Теперь все слушатели, где бы они ни находились, получают материал на свой компьютер, а я комментирую слайды, пользуясь микрофоном.

Все 20 участников вебинара – те, кого я пригласил на лекцию 24 марта, воспользовались этой возможностью. А это студенты 1 курса Института химии (направление подготовки «Химия», профиль «Химия синтетических и природных веществ»), а также студенты 3 курса ФНБМТ (направление подготовки «Физика»). В этот же день я дополнительно рассылаю слушателям файлы с лекцией в формате PDF.

Поскольку мои лекции посещают и сотрудники и аспиранты ИБФРМ РАН, то для большего количества слушателей в будущем предполагаю использовать возможности Zoom.

Ольга Анатольевна Шлякова, доцент кафедры экономической теории и национальной экономики экономического факультета:

– Мы работаем с образовательным порталом «Система дистанционного обучения IpsilonUni». Институт электронного и дистанционного обучения СГУ прикрепляет к каждому преподавателю группу студентов. Студенты видят все дисциплины, которые у них есть в расписании на семестр. На экономическом факультете я преподаю макро- и микроэкономику, на географическом факультете – экономику с элементами финансовой грамотности, на факультете компьютерных наук и информационных технологий и в Институте искусств – экономику образования.

Так что и в виртуальном режиме мы работаем строго по расписанию. Преподаватель выкладывает теоретический материал и задания с чёткими сроками выполнения. Те студенты, которые всё делают вовремя и активно работают весь семестр, получают преимущества на период сессии, так как набирают большее количество баллов. Система БаРС позволяет студентам набрать определённое количество баллов, которые и будут являться основанием для аттестации.

Я практикую эту форму обучения с самого начала семестра. В настоящий момент для проверки прикреплено уже 246 работ. Мы не ограничиваемся только своими ресурсами – я добавляю дополнительные ссылки на большое количество самых разных источников. Конечно, дистанционное обучение не может полностью заменить живое общение со студентами. Раньше мы старалась сочетать обе формы. Сегодня, чтобы не прекращать процесс образования, конечно же, активно переходим на дистанционные формы диалога.

Кстати, индивидуальная работа с обучающимися тоже возможна – она зависит от степени сложности и уровня выполняемых заданий. Мои коллеги сейчас активно осваивают самые разные дистанционные формы преподавания, чтобы студенты были загружены, как и прежде.

Светлана Владимировна Лебедева, старший преподаватель кафедры математики и методики её преподавания механико-математического факультета:

– У меня сейчас выпускной курс будущих педагогов по профилю «Математическое образование». Курс экспериментальный в том смысле, что на протяжении четырёх лет мы уже использовали почти все возможности цифровых образовательных технологий. У нас студенты даже сами разрабатывали один электронный курс и самостоятельно проводили занятия в своей группе. По всем предметам и видам деятельности, вплоть до педагогической практики и курсовых работ, разработаны дистанционные учебные курсы для будущих педагогов-математиков. Они не заменяют аудиторных занятий, но всё, что можно вынести в самостоятельную работу, учитывают в полной мере. По каждой дисциплине на платформе IpsilonUni разработан электронный ресурс, который при незначительной доработке был преобразован в курс дистанционного обучения.

Я веду курсы предметно-методической подготовки будущих учителей (элементарная математика и методика обучения предмету). Информация по предметам обновляется очень быстро, так как подготовка учителей – процесс динамичный. Мы и раньше использовали эти электронные ресурсы на занятиях. Сейчас студенты вынуждены группироваться удалённо друг с другом, чтобы использовать какие-то сервисы, много общаются ВКонтакте. Так что кардинально для нас ничего не поменялось, увеличилось только количество проверочных работ, на данный момент – 94. Свои работы присылают и студенты заочного отделения, которые проходят сейчас педагогическую практику.

Электронные ресурсы, разработанные для технологии смешанного обучения, в ситуации вынужденного массового перехода на дистанционное общение, позволяют реализовать эту форму за счёт незначительного увеличения числа письменных заданий – для проведения текущего контроля (сервис IpsilonUni). Студенты, которые регулярно обращались к содержанию электронных курсов, работают почти «в штатном режиме». Регулярность достигается за счёт возможности настроить в IpsilonUni сроки выполнения текущих и аттестационных заданий, и организовать проверку выполненных работ в течение всего семестра, а не только накануне сессии. В случае, если студент демонстрирует, скажем так, не лучшие результаты, есть возможность выполнить задание повторно. Если, конечно же, позволяют сроки.

К сведению

На портале БаРС есть раздел «Техподдержка», с помощью которого администраторы Института электронного и дистанционного обучения консультируют всех пользователей, в том числе обучающихся особенностям работы на портале. Здесь же размещена полная инструкция по работе с функционалом в разделе «Информация в личных кабинетах обучающихся».