На кафедре коррекционной педагогики факультета психолого-педагогического и специального образования состоялись защиты выпускных квалификационных работ магистрантов заочной формы обучения ТРЁХ профилей «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями слуха», «Специальная психология» и «Дефектология».
Специфика выпускных квалификационных исследований студентов, обучающихся по направлению 44.03.04 «Специальное (дефектологическое) образование» состоит в тематическом охвате актуальных проблем психолого-педагогического сопровождения детей, подростков и взрослых лиц с ограниченными возможностями здоровья. Практически все наши магистранты - выпускники уже работают по своему профилю в образовательных учреждениях, реабилитационных центрах, учреждениях социального развития и здравоохранения. В представленных на защиту квалификационных работах был затронут широкий спектр проблем детей дошкольного и школьного возраста с расстройствами аутистического спектра, нарушениями слуха, зрения, умственной отсталостью, речевыми нарушениями, детским церебральным параличом, тяжёлыми множественными нарушениями развития. В исследованиях магистранты охватывали психологические аспекты развития, дидактические, воспитательные и коррекционно-педагогические технологии образования обучающихся с ОВЗ, пути и средства их успешной социальной адаптации и реабилитации.
Председатели ГЭК, присутствующие на защитах магистрантов, Е.А. Митрофанова («Специальная психология») и Д.В. Зайцев («Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями слуха»и и «Дефектология») отметили, что защищаемые выпускные квалификационные работы носили практикоориентированный характер, тем самым вызвали большой интерес у членов комиссии и у присутствующих студентов. Магистранты постарались не просто исследовать ту или иную проблему, но и привнести что-то свое. Кроме теоретического анализа были представлены эмпирические материалы, результаты диагностики, разработка коррекционно-развивающих программ, оценка эффективностикоррекционно-развивающей работы, имеющие практическую значимость для детей с нарушениями развития, их родителей, а также специалистов образовательных организаций.
Назовем некоторые темы выпускных квалификационных работ: Засыпкина Е.В. (канд.мед.наук) «Системный подход к коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями зрения». Юдина В.П. «Формирование представлений о себе младших школьников с расстройствами аутистического спектра в условиях специального и инклюзивного образования». Симонова Т.В. «Исследование самооценки и детско-родительских отношений подростков, склонных к девиантному поведению». Шамина К.А. «Особенности социально-психологического постинтернатного сопровождения выпусков-сирот с ограниченными возможностями здоровья»..
Презентации результатов ВКР Абдулаева М.А. и Цыганенко А.А. были посвящены раскрытию особенностей работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения в обычных общеобразовательных школах.
Гладченко А.А., магистрант из Казахстана, рассказала о специфике использования арт-терапии в работе с младшими школьниками с нарушениями слуха в школах г. Алма-Аты. Павлова К.А. познакомила с особенностями развития познавательных процессов младших школьников с нарушениями слуха и интеллекта. В работе Никитиной М.В. шла речь о речевой реабилитации обучающихся с кохлеарным имплантом в условиях школы-интерната.
Члены Государственной аттестационной комиссии отметили, что защищающиеся методически грамотно и обоснованно представили результаты своей научной работы и собственной профессиональной деятельности. Большинство ВКР были оценены членами ГАК на «отлично» и «хорошо», всем выпускникам присвоена квалификация магистра по направлению 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование».