В ноябре 2019 года студентами 4 курса направления подготовки 39.03.01 – Социология в рамках дисциплины «Социология девиаций» методом онлайн-анкетирования было проведено социологическое исследование на тему «Практики девиантного поведения среди студентов саратовских ВУЗов». Было опрошено 300 студентов саратовских ВУЗов, обучающихся на бакалавриате и магистратуре.
Цель исследования – выявить практики девиантного поведения у студентов саратовских ВУЗов.
В исследовании приняло участие 60% женщин и 40% мужчин, среди которых 47% респондентов – студенты в возрасте от 21 года и старше, 44% – 18-20 лет, и 9% – в возрасте до 18 лет.
Большинство студентов проживают либо с родителями (38%), либо в квартире, своей или съемной (30,6%). Только 14,3% опрошенных проживают в общежитиях или коммуналках.
Уровень образования и стремление к получаемым знаниям в процессе обучения обуславливают факт наличие или же, наоборот, отсутствия свободного уровня. Исходя из этого, необходимо было узнать об успеваемости студентов. Больше половины респондентов (64,6%) учатся на «хорошо-отлично», четверть (27,3%) – на «хорошо-удовлетворительно» и только 8,1% учатся на «удовлетворительно».
Респондентам был задан вопрос, знакомы ли они с понятием «девиантное поведение». Большинство опрошенных (93%) ответили, что знакомы с данным определением. Результат положительный, однако не стоит игнорировать тот факт, что почти 10% респондентов не знают, что такое «девиантное поведение», несмотря на то, что даже в школьной программе ведется курс, посвященный правовым основам, в котором раскрывается данная тема.
Далее удалось выяснить, какой вид девиантного поведения студенты считают наиболее распространенным. Результат показал, почти половина респондентов (46,6%) выбрали курение как самый распространённый вид девиантного поведения, на алкоголизм указала четверть опрошенных (25,2%); 13,6% отметили агрессивное поведение; 6,8% – наркоманию, 2,9% бродяжничество и проституцию.
Наиболее опасным видом девиантного поведения студенты считают наркоманию (53,5%). Агрессивное поведение отметило почти четверть респондентов (22,8%); 8,9% выделили алкоголизм. Реже всего студенты выбирали проституцию (5,9%), вандализм (5%) и бродяжничество (3%).
В ходе исследования было выяснено, какие формы девиантного поведения присущи самим студентам. Большинство (54%) ответили, что они не практикуют ни один из видов девиантного поведения, однако остальные 46% отметили один из представленных вариантов. Результаты показали, что среди студентов большего всего распространено курение (37%), в меньшей степени алкоголизм (17%) и агрессивное поведение (15%).
Если же рассматривать близкое окружение респондентов, то можно отметить, что в данном случае отсутствие девиантного поведения отмечается только у 17%. Самыми распространёнными практиками девиантного поведения среди близких студентов также являются курение (36%), алкоголизм (14%) и агрессивное поведение (10%).
В ходе исследования были выявлены основные причины девиантного поведения, по мнению студентов. По результатам можно увидеть, что самой главной причиной девиантного поведения является окружающий социум (31%). На втором месте стоят особенности семейного воспитания (21%). Также одной из причин было названо нарушение эмоционального состояния (18%). Наименее возможными истоками девиантного поведения студенты считают СМИ (8%) и биологическую предрасположенность (5%).
Исходя из этого, студентам необходимо было назвать наиболее действенный метод профилактики девиантного поведения. Наиболее действенным методом оказался социальный контроль (39%). Вторым по значимости является медико-биологический метод (34%). Третье и четвертое место заняли профилактический метод (встречи, собрания, мероприятия) и применение санкций соответственно. Наименее эффективным, по мнению студентов, оказался информационный метод. Также респонденты соотнесли вид девиантного поведения и наиболее действенный метод для его устранения. Для алкогольной и наркотической зависимостей наиболее эффективным является медико-биологический метод; для курения, проституции, бродяжничества, алкоголизма агрессивного поведения, вандализма – метод социального контроля.
В заключении респондентам было необходимо подытожить, какой же на самом деле способ является, по их мнению, наиболее эффективной мерой в разрешении и профилактике практик девиантного поведения. Больше половины (53%) уверены, что наиболее действенная мера – внимание к проблеме и помощь со стороны родителей. Следует отметить, что никто из респондентов не выбрал вариант «распространение листовок и литературы» и «самостоятельное решение проблем».
Таким образом, можно сделать вывод, что студенты саратовских ВУЗов хорошо знакомы с понятием девиантного поведения. Наиболее распространенными девиантными практиками являются курение, алкоголизм и агрессивное поведение, однако наиболее пагубными, по их мнению, считаются наркомания, алкоголизм и агрессивное поведение. Причины девиантного поведения респонденты видят в социальном близком окружении и семейном воспитании. В качестве самого эффективного способа борьбы и профилактики девиантного поведения студенты выбрали медико-биологический метод и социальный контроль. Также впоследствии опрошенные подчеркивают несомненную важность вмешательства родителей в данном вопросе и внимание к проблеме. На основе полученных данных резонно предположить, что в настоящее время имеет место социальное происхождение девиантных практик у людей и отсутствие должного внимания к данной проблеме со стороны родителей и близких.
Итоговый отчет подготовили: Алексеева Виктория и Бурачевская Ксения.