Skip to main content Skip to search

Преподаватели кафедры начального языкового и литературного образования – участники Международной конференции «Детская литература как событие» (Москва)

19 December, 2019 - 09:00

Преподаватели кафедры начального языкового и литературного образования – участники Международной конференции «Детская литература как событие» (Москва)

Authors:
Text: 
Т.Г. Фирсова
Л.И. Черемисинова
Photo: 
Архив участников
архив МГПУ

  13-15 декабря 2019 года в Московском городском педагогическом университете состоялась III Международная конференция «Детская литература как событие». Организатором конференции выступила Лаборатория социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ. Партнеры проекта: Центр исследований детской литературы ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН; Institut des Langues et Cultures d’Europe, Amérique, Afrique, Asie et Australie (Институт языков и культур Европы, Америки, Африки, Азии и Австралии) Университета Гренобль Альпы (Grenoble Université Alpes); Центральная городская детская библиотека им. А. П. Гайдара; интернет-издание об образовании «Мел».

  Основная программа конференции представляла собой работу различных форматов: открытые лекции, дискуссии, научные доклады об актуальных вопросах истории  развития литературы для детей и подростков, круглые столы, мастер-классы, педагогические мастерские, семинары, интерактивная выставка и многое другое.

  Обсуждение вопросов детской литературы объединило исследователей из России, США, Бразилии, Франции, Италии, Беларуси, Латвии, Казахстана. Саратовский государственный университет представляли заведующая кафедрой начального языкового и литературного образования, доктор филологических наук Лариса Ивановна Черемисинова, доцент кафедры начального языкового и литературного образования, кандидат филологических наук Татьяна Геннадьевна Фирсова.

  13 декабря состоялась открытая лекция О. Петуховой «Как работать с художественным текстом на уроках в начальной школе?», мастер класс Даниэлы Моунтиан «Корней Чуковский в Бразилии и Монтейру Лобату в России – мастер-класс «Играем в Писателя» (методика проведения), лекция Ю. Тарасюк «Манга: секреты чтения», лекция О. Бухиной «Город в детских книгах как место опасности и как убежище», лекция М. Скаф «Визуальные нарративы как медиум гражданского высказывания», круглый стол «Дети о детском чтении» и дискуссия «Верните книгохранилище!» (модератор — Е. Асонова).

  14-15 декабря конференция работала в режиме секционных заседаний: «Гендер и детская литература», «Национальное vs интернациональное: баланс между общечеловеческими и национальными ценностями и интересами в детской литературе», «Семейная и локальная память в современной детской литературе», «Как учителю научиться работать с произведением, которое выбирают дети», «Как сейчас читают дети? Взгляд библиотекаря», «На перекрестке языков и культур», «Образы братьев и сестер «особых» героев: динамика развития (культурологический и социопсихологический аспекты)», «Наступит ли конец света без «Войны и мира»?».

  В рамках дополнительной программы конференции (преконференции) состоялись следующие мероприятия: 10 декабря – мастерская работы с текстом по книге Ю. Кузнецовой «Выдуманный жучок», лекция «Как российскую детскую литературу изучают в США»; 12 декабря – цикл лекций «Изобретение юности» и «Новые направления в проблемном американском романе».

  На протяжении всех дней конференции работала интерактивная выставка «Гендер/ножницы/бумага», посвященная детскому творчеству и играм на страницах советских журналов «Чиж», «Еж», «Мурзилка», «Сверчок», «Веселые картинки» и др. в период с 1920-х по 1980-е годы (организатор и ведущая – М. Сазоненко).

  Значимым событием этой конференции было знакомство преподавателей кафедры начального языкового и литературного образования с авторами УМК «Дети-читатели» – Т.С. Троицкой (Москва) и О.Е. Петуховой (Новосибирск) и обсуждение перспектив сотрудничества с этими учеными. Продуктивным было участие в обсуждении трансформации школьного литературного канона, активного включения в программы по чтению произведений современных авторов; участие в мастер-классе Т.С. Троицкой и О.Е. Петуховой «Учимся работать с текстами, которые выбирают дети», в обсуждении различных вопросов обновления методики преподавания литературы новыми социокультурными практиками восприятия, анализа и интерпретации художественного текста и детской книги в целом как самостоятельного арт-объекта. Такое обсуждение развернулось в последний день конференции в рамках работы секции «Наступит ли конец света без “Войны и мира”?», завершившейся дискуссией в формате круглого стола.