28 июля в России отмечается праздник – День PR-специалиста.
PR (ПИАР) (англ. Public Relations — связи с общественностью) начиная с 2003 года вошел в перечень профессий на территории РФ. «Пиар» приобрел статус такого же необходимого инструмента, как маркетинг, реклама и другие направления деятельности организации, способствующие развитию ее основного бизнеса и политики.
Министерство труда и социального развития РФ внесло квалификационные характеристики специалистов по связям с общественностью в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР). В справочник были внесены характеристики следующих должностей: «Заместитель директора по связям с общественностью», «Начальник отдела по связям с общественностью», «Менеджер по связям с общественностью» и «Специалист по связям с общественностью». С этого времени ежегодно все специалисты по связям с общественностью отмечают свой профессиональный праздник.
Исторические корни профессии PR скрыты еще во времена цивилизаций существовавших до нашей эры и начала нашей эры (Вавилон, Шумер, Древняя Греция, Древний Рим и Китай). Конечно же, в те времена эта деятельность не называлась «связями с общественностью», но сегодня перед работниками PR-сферы, которые занимаются сходной деятельностью, стоят похожие цели. Убеждение людей в том, что им следует признать власть своих правительств и своей религии.
В Древней Руси власть использовала для информирования общества глашатаев. В летописях, начиная с Х века, упоминаются специальные глашатаи («биричи» или «бирючи»), которые объявляли на площадях волю правителя (новые княжеские указы) и были его помощниками по судебным и дипломатическим делам.
Позднее, с появлением бумаги и постепенным распространением грамотности, появилась практика вывешивания указов, а позднее - опубликование в газете или отдельном своде указов.
Одним из показателей работы этой государевой службы, было и создание привлекательного образа России в лице иностранных государств. Один из первых правителей России обративших на это особое внимание был Петр I.
Забота о «положительной прессе» стала для русского правительства нормой, повседневной деятельностью русских дипломатов и агентов.
К концу правления Петра I система зарубежного "Пиара" была поднята на уровень, которого не удавалось достигать в позднейшие периоды.
Публикации европейской прессы отслеживались резидентами и в Коллегии иностранных дел России.
Следует отметить, что в России одной из форм деятельности рекламно-пиарного свойства были - зазывалы на торжищах, рынках и при увеселительных заведениях, например, зазывалы перед цирковыми представлениями.
Собственно само понятие - «связи с общественностью» - впервые было применено президентом Америки Томасом Джефферсоном в 1807 году в обращении к Конгрессу, в значении - «действие во благо общества». Считается, что понятие «PR-специалист» зародилось в Америке в середине 1807 года, а также впервые появилось и представление о связях с общественностью, как о важнейшей системе социального управления.
В 1900 году основалась первая фирма "Public Relations" (паблисити) в городе Бостон, а Гарвардский университет уже имел собственное бюро паблисити. Явные успехи практической деятельности PR-специалистов способствовали зарождению абсолютно нового направления в знаниях.
Из истории этой науки нам известно, что в 1922 году Эдвард Бернейс стал пионером в использовании Пиар-индустрии (при разработке общественных кампаний) психологии и других социальных наук. Научный метод создания общественного мнения он называл «инжиниринг согласия».
В начале 1920-х годов в США появились отделы по связям с общественностью и специализированные фирмы.
В начале 1930-х годов PR выделяется в самостоятельную функцию менеджмента, которая начинает пользоваться спросом в крупнейших компаниях США, в это же время появляются первые специалисты по проведению политических кампаний.
В 1945-1965 годах произошёл бум PR в США, когда PR окончательно стал самостоятельным направлением в менеджменте и продолжил бурно развиваться. Университеты начинают выпускать бакалавров по PR.
Теория «Public Relations» (связи с общественностью) была создана в 1960-х годах ученым Сэмом Блэком, именно его определение PR стало классическим: "PR – это искусство и наука достижения гармонии с внешним окружением посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности".
В России XX столетия «прародителями» PR-агентов можно считать партийных, комсомольских и пионерских лидеров, которые присутствовали на любом предприятии и организации и проводили различные мероприятия для работников (развлекательные, спортивные и т.д.) формируя положительный имидж партии и ее лидеров. В конце XX начале XXI века в России появляются PR-специалисты во всех организациях и предприятиях.
Сейчас во всем мире PR играет все более значимую роль в различных областях деятельности. Специализация "Связи с общественностью" считается цельной и трудной, требующей большого объема знаний и навыков. Именно поэтому опытные специалисты в этой сфере так высоко ценятся, а сама профессия считается одной из самых престижных и высокооплачиваемых!
«Книги о PR-менеджерах (специалистах по связям с общественностью)» см. электронный каталог ЗНБ СГУ (67 документов) http://library.sgu.ru/cgi-bin/irbis64r_plus/cgiirbis_64_ft.exe?LNG=&Z21ID=1627U3S07T8E9G612&I21DBN=NIKA_FULLTEXT&P21DBN=NIKA&S21STN=1&S21REF=10&S21FMT=briefHTML_ft&C21COM=S&S21CNR=5&S21P01=0&S21P02=0&S21LOG=1&S21P03=K=&USES21ALL=1&S21STR=%D0%BF%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%20%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D1%88%D0%BD%D0%B7
«Статьи о PR-специалистах» см. Межрегиональную аналитическую роспись статей (7816 публикаций) http://library.sgu.ru/cgi-bin/irbis64r_plus/cgiirbis_64_ft.exe?C21COM=S&FT_PARAMS=&P21DBN=MARS&Z21ID=1627U3S07T8E9G612&S21FMT=briefHTML_ft&USES21ALL=0&S21ALL=&FT_S21STR=PR&FT_S21LOG=4&FT_S21P03=K%3D&FT_S21P01=3&COM_S21STR=&SEARCH_STRING=PR&FT_NEAR_MFN=&FT_DISTANCE=&FT_NEARLEVEL=&FT_CONTEXT=&FT_REQUEST=&FT_PREFIX=K%3D&S21CNR=5&S21REF=10&S21SRD=&S21SRW=&S21SCAN=&S21COLORTERMS=1&I21DBN=MARS_FULLTEXT&USE_TAGS_IN_SEARCH=&FT_RESTRICT=&isPersonalPanelOn=1&variant_search_field_selector=%7B%20%22field_type%22%20%3A%20%22select%22%2C%20%22parameters%22%20%3A%20%22S21P01%3D2%26S21P03%3DHD%3D%22%2C%20%22source%22%20%3A%20%22source_mnu%3AHD.mnu%22%20%7D&NAME_main=&A1_main=&A34_main=&VAR_main=&CHECK21=&AVT=&DAT_S21P06=&DAT_S21P07=&DP_S21P06=&DP_S21P07=&CHECKINDEX=&S21STN=1&side_search_panel_info=&block_cache=0.8792272974467139&
Профессиональный портал для специалистов по связям с общественностью
Российская ассоциация по связям с общественностью
Афинский кодекс Международной ассоциации по связям с общественностью (IPRA) >>>
Хельсинская хартия >>>
Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью (декларация РАСО) >>>
Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью >>>