Skip to main content Skip to search

Профориентационные мероприятия переходят в онлайн

22 апреля, 2020 - 11:30

Профориентационные мероприятия переходят в онлайн

Авторы:
Фото: 
Личный архив участника

В рамках проведения профориентационных мероприятий в условиях дистанционного обучения для студентов-культурологов была проведена дистанционная беседа с Ольгой Васильевной Гришаниной, заместителем директора по научно-методической работе ГАУК «Исторический парк. Россия - моя история». Ольге Васильевне были заданы вопросы, на которые она подробно ответила, познакомив культурологов с направлениями и спецификой работы ГАУК «Исторический парк. Россия – моя история».

Какие основные формы музейной деятельности осуществляет Исторический парк?

Сразу хочу пояснить, что Исторический парк не является музеем, это учреждение музейного типа, для которого основной является выставочная, научно-исследовательская, культурно-просветительская деятельность.

В историческом парке нет главного, что характеризует музей – это музейный предмет и фондовские коллекции, мы их не сохраняем.

Исторические парки сегодня уже открыты в 20 городах РФ.

Саратовский исторический парк «Россия – Моя история» открыл свои двери для жителей и гостей города 15 сентября 2018 года. Это – многофункциональный комплекс, включающий в себя мультимедийные экспозиции, кинозалы, конференц-зал, выставочные, а также рекреационные зоны и многое другое.

Концепция мультимедийного парка была разработана «Фондом гуманитарных проектов» и Патриаршим советом по культуре Московского Патриархата. Создателями выставок была проведена серьезная работа с источниками, научно-популярной литературой. Экспертами проекта стали авторитетные представители российской исторической науки: представители МГУ, Института российской истории РАН и другие ведущие ученые страны. Он получил поддержку Администрации Президента, Министерства культуры, Министерства образования и науки Российской Федерации, Правительства Москвы.

Миссия Исторических парков – распространение гуманитарных знаний; развитие в обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности; духовности; становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, идентифицирующих себя с Россией, ее историей и культурой.

С помощью современных мультимедийных технологий в исторических парках «Россия – Моя история» демонстрируется более чем 1000-летняя история страны от зарождения российской государственности до наших дней.  Экспозиция саратовского парка дополнена богатым региональным контентом: специалистами – работниками саратовских музеев, архивов, библиотек – были выделены события, значимые для истории города и области, подготовлены автобиографические справки, а также подобраны высказывания людей,  повлиявших на ход истории в нашем регионе.

Какие проекты сейчас являются самыми перспективными и актуальными для Исторического парка?

Самые актуальные – это проекты к 75-летию Победы! Мультимедийные выставки и образовательные акции, а также проект «Достойны звания Героя…», который удостоен поддержки фонда Президентских грантов, и мы реализуем его в партнерстве с Саратовским областным советом ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов.

Что касается выставок, то их планируется в иетерактивном варианте две: «Победа. Моя история», к участию в ней я приглашаю сотрудников и студентов университета, в электронном виде мы собираем фотографии и документы из семейных архивов, чтобы у каждого жителя области появилась возможность рассказать, какая она его Победа, Победа именно его семьи».

Вторая выставка «Память поколений» – это федеральный контент, который разрабатывается сейчас Фондом гуманитарных проектов и в котором также принимают участие те регионы, где уже открыты Исторические парки (это контент по Великой Отечественной войне).

Самый масштабный проект – это археологические раскопки на Увеке и проведение самого масштабного фестиваля исторической реконструкции в регионе «Укек. Один день из жизни средневекового города».

Какие мероприятия пользуются особым вниманием посетителей?

Исторические парки – это сегодня, прежде всего, значимый образовательный ресурс, который должен использоваться как инструмент для школьного, вузовского образования и  самообразования. Нашу экспозицию мы разбили на 22 тематических занятия и сделали программу «Уроки истории в парке «Россия – моя история», родители называют ее методические уроки. 

Интересны программы «Сдаем ЕГЭ с Историческим парком» и абонемент для младших детей «Путешествие во времени».

Многообразие массовых форм работы в нашем парке показала прошедшая «Ночь музеев - 2019». За короткое времямы стали востребованы. К нам пришло около 7 тысяч человек, хотя для нас это была первая акция, но она удалась.

Мне хотелось бы обратитьвнимание  намногообразие форм работы в нашем Историческом парке с посетителями.

Обратите внимание на нашу рекламу: тематические экскурсии, мастер-классы, концерты, мероприятия к памятным, юбилейным датам, профессиональным праздникам, семинары, круглые столы методические семинары для педагогов, квесты и КВИЗы, исторический бал «Сквозь эпохи», кинопоказы.

В настоящее время мы работаем онлайн, и если вы станете нашими подписчиками, то, я думаю, что сможете оценить нашу деятельность сполна.

С 30 по 12 апреля мы проводили следующие мероприятия:

30 марта 12:00 — фильм из архива Исторического парка «Николай II»

31 марта 12:00 — «Чума в истории России». Ролик из цикла «Спроси экскурсовода»

1 апреля 12:00 — фильм из архива Исторического парка «Путь из варяг в греки»

2 апреля 12:00 — Лекция «Укек. О чем рассказали кости животных» (спикер Л.В.Яворская, археозоолог, старший научный сотрудник лаборатории естественнонаучных методов Института археологии РАН)

3 апреля 12:00 — фильм из архива Исторического парка «Горбачев»

4 апреля 12:00 — Лекция «Укек. Зачем археологи собирают битую посуду?» (спикер А.Н. Масловский, археолог, специалист по керамике Золотой Орды)

5 апреля 12:00 — фильм из архива Исторического парка «Ельцин»

6 апреля в 12:00 — фильм из архива Исторического парка «Чудо в русской истории»

7 апреля в 12:00 — аудиопрезентация проекта «Достойны звания Героя» (совместно с «Радио России в Саратове»)

8 апреля в 12:00 — фильм из архива Исторического парка «Выбор веры»

9 апреля в 12:00 — фильм из архива Исторического парка «Сталин»

10 апреля в 12:00 — передача «Конституция. История изменений» (совместно с «Радио России в Саратове»)

Ко Дню космонавтики была подготовлена серия подкастов.  В них экскурсоводы рассказали о достижениях и научно-технических завоеваниях России, вкладе Саратовской области в освоение космоса.
11 апреля в 12:00 — подкаст «Триумфы и трагедии космической эры» (ч.1)

12 апреля 12:00 — подкаст «Триумфы и трагедии космической эры» (ч.2)

Факты из жизни космонавтов, эксклюзивные материалы из экспозиций к Дню космонавтики  выкладываются в группах парка в соцсетях.
На протяжении этого периода выходили интересные «космические» факты в рамках совместного проекта с Радио «MonteCarlo», а такжепродолжался онлайн-марафон «Сдаем ЕГЭ с Историческим парком».

9 апреля состоялся онлайн-марафон «Скучаю по работе», который запустили на своих страницах в социальных сетях сотрудники Исторического парка.

И это только за две недели! Вы сами можете судить о нашей активности.

Какими профессиональными навыками должен обладать сотрудник Исторического парка? Существует ли какая-то специфика для Исторического парка в значимости этих навыков?

Четыре основных экспозиции оснащены самой современной техникой: проекторами, тач-падами и интерактивными экранами. Они расположены на площади более 8000 кв. м. и предлагают вниманию посетителей эксклюзивную и удивительно интересную информацию, на полное ознакомление с которой необходимо, по меньшей мере, 30 дней.  Чтобы просто познакомиться с одной выставкой, возможно, даже не очень подробно необходимо о 6 до 8 часов. Наши экскурсоводы всегда готовы рассказать гостям парка о знаменательных событиях, грандиозных победах и открытиях, ошибках и достижениях в истории России.

Поэтому у нас экскурсовод должен прекрасно знать исторический материал и не показывать предмет, как это делают в других музеях их коллеги, а работать с современной техникой, заранее зная какой контент и что именно находиться в том или ином мультитач – столе. Иногда про экскурсовода говорят, что он, что видит, о том и поет! У нас у него все должно быть в памяти, и он должен знать, что, открывая мультимедийный стол, он сможет подтвердить информацию экспонатами в мультимедийном виде.

И еще специфика проведения экскурсий у нас тоже есть: небольшие затемненные залы и множество современной аппаратуры, так вот в этой ситуации очень много зависит от экскурсовода, от его коммуникабельности, умению увлечь темой, дисциплинированности, стрессоустойчивости.

Какие качества должны быть присущи сотруднику Исторического парка, наиболее ценятся сегодня?

Если этот вопрос относится к экскурсоводам и научным сотрудникам нашего учреждения культуры – то это, прежде всего, знание истории России, умение разбираться в исторических вопросах, умение выстраивать диалог с посетителями, доброжелательность к нашим гостям, коммуникабельность, умение идти на компромисс.

Для формирования исторического профессионализма необходимы постоянное обучение, развитие, реализация знаний на практике, дискуссии, изучение специальной литературы, в том числе и методической. То есть профессия музейщика предусматривает постоянное накопление знаний, часто про экскурсоводов говорят, что это вечные студенты.

Масштаб парка предполагает не разовое посещение, а четко выстроенную систему изучения экспозиций. Поэтому каждая экспозиция у нас разделена на тематические экскурсии (их у нас более 40) и задача экскурсовода сделать, так, чтобы посетитель к нам пришел еще и еще раз.

Как музейные сотрудники старшего поколения оценивают переориентацию высшего образования со знаниевого на компетентностный?

Если мы рассматриваем это в отношении будущих сотрудников Исторического парка, то это, наверное,  все-таки компентентностный подход к получению знаний.

Какие дисциплины, изучаемые гуманитариями-бакалаврами, особенно важны для будущего работника Исторического парка?

Для будущего работника в нашей сфере, конечно, очень важны дисциплины, связанные с историей и теорией мировой культуры, культурной антропологией, охраной природного и культурного наследия.

Как сейчас Исторический парк  использует цифровые технологии и интерактивные методологии?

  1. Мы их не используем, мы полностью на них работаем. У нас мультимедийная экспозиция с использованием интерактивных столов, цифровых технологий, различных кинотеатров, мультимедийных книг и интерактивных панелей,  викторин и т.д.

Я не случайно выделила это таким образом, ведь исторический парк – это особый комплекс, его называют «живым учебником по истории России» и здесь посетитель полностью вовлечен в процесс познания, где большую роль для восприятия играет не только уровень знаний, но и эмоции. У нас экскурсовод не просто дает знания, он рассуждает вместе с детьми, спорит, обращает внимание на вспомогательный материал – цитаты, фильмы, что дает возможность порассуждать и найти истину.

Ссылки на наши ролики:

  1. Улица, на которой я живу: Степана Разина https://youtu.be/_eQuM3Xz2V4
  2. День космонавтики https://youtu.be/tDaTlXRkH6w
  3. Космическая зарядка https://youtu.be/szzBw5IDm_8
  4. Окна РОСТА https://youtu.be/124U1TU4cuA
  5. Спроси экскурсовода. Чума в истории России https://youtu.be/ScXd23TnFOI
  6. Сбор материалов к мультимедийной выставке «Победа. Моя история» https://youtu.be/zrIQ_VRIzNs

На странице Исторического парка ВКонтакте (https://vk.com/myhistorypark_saratov)  доступны записи тематических передач Радио России в Саратове, спецпроектов с радио Monte Carlo в Саратове, а также новостные сюжеты о наших мероприятиях телеканалов ГТРК «Саратов» и «Саратов 24».