На площадке Северо-Осетинского госуниверситета 26 апреля стартовала III Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационная деятельность педагога: традиции и современность». Саратовский университет на нём представила руководитель приоритетных проектов и программ Е.Г. Елина.
Елена Генриховна выступила в секции «Педагогическая миссия классического университета в развитии кадрового потенциала системы образования». Модераторами выступили и.о. вице-президента РАО, главный учёный секретарь Президиума РАО В.С. Басюк и проректор по учебной работе СОГУ, руководитель Северо-Осетинского научного центра РАО З.А. Загалова.
Участники обсудили миссию классического университета в региональной и федеральной системах образования, трансформацию системы подготовки кадров высшей квалификации и непрерывного профессионального образования, реинжиниринг образовательного процесса и педагогический дизайн в условиях классического университета, а также новые векторы межрегионального и международного сотрудничества в высшем образовании.
Е.Г. Елина поделилась опытом реализации стратегического проекта СГУ «Учитель в образовательной парадигме» в рамках программы «Приоритет 2030». Сегодня в Саратовском университете на педагогических направлениях подготовки обучается пятая часть студентов. Вуз готовит учителей по всему школьному расписанию, преимущественно – для региона.
«Для нас исключительно важно то, что мы выполняем одну из самых существенных, приоритетных задач региона, связанных с насыщением педагогическими кадрами всех районов нашей области, в том числе и отдалённых», – подчеркнула Е.Г. Елина.
За время существования проекта были придуманы, разработаны и апробированы новые для университета форматы работы со школьниками – будущими учителями, проведены мотивировочные к учительскому труду мероприятия для студентов, налажены деловые контакты с партнёрами, прежде всего – органами управления образованием. Елена Генриховна отметила, что основным достижением работы над проектом стала разработка и внедрение системного подхода подготовки школьных учителей.
«Совершенствование учебного процесса идёт параллельно с внеучебными событиями, которые позволяют более качественно мотивировать уже принятых в университет будущих учителей к профессиональной педагогической деятельности. Перед нами стоит задача не только выпустить учителей, хорошо подготовленных в области своего предмета и методики его преподавания, но и сформировать тех людей, которые на долгие годы связывают свою жизнь со школьным образованием», – рассказала Е.Г. Елина.
Для решения этой задачи в университете разработана концепция воспитывающего потенциала системы университетских педагогических проектов.
В марте в одиннадцатый раз в СГУ прошёл научно-образовательный фестиваль«Неделя педагогического образования», который стал визитной карточкой университета. В рамках Недели проводятся традиционный конкурс «Шаг в профессию» и педагогическая олимпиада для студентов-педагогов. Новшеством прошлогоднего фестиваля стала трёхдневная Школа абитуриента-педагога «Интенсив_ПРО» и однодневный семинар для молодых учителей. Впервые в конкурсе «Шаг в профессию» приняли участие студенты и преподаватели Луганского педагогического университета.
«Интерес администрации университета и образовательных структур к педагогическому образованию привёл к тому, что сегодня в СГУ становится престижным работать с учителями и школьниками, развивать их интерес к отдельным предметным областям, расширять их общую эрудицию, прививать их любовь к университету как форме жизни», – отметила Елена Генриховна.
Важной частью федеральной программы «Приоритет 2030» стал Центр поддержки молодых учителей региона «CONSILIUM». На базе гимназии №7 при участии Саратовского областного института развития образования университет постоянно проводит занятия, на которые приезжают до 100 учителей из разных районов области. Формат встреч предполагает лекции университетских профессоров, мастер-классы молодых успешных учителей, тренинги. К участию приглашаются учителя, стаж работы которых не превышает трёх лет. Для университета этот проект стал аналогом педагогической интернатуры, когда методическую, педагогическую, психологическую поддержку педагогам оказывает именно вуз.
В августе прошлого года в университете прошла Вторая Летняя школа молодых учителей. 85 молодых педагогов – недавних выпускников университета – размышляли о слагаемых профессионального успеха, об инклюзивной компетенции учителя, границах и вызовах цифровизации, школьных научных проектах, цифровом этикете учителя, массовой культуре и её взаимодействии со школой и учениками.
Елена Генриховна подчеркнула, что к работе с молодыми педагогами активно приобщаются не только учёные университета, имеющие педагогическую и психологическую специализацию,как это было в первый год реализации программы, но и преподаватели, связанные с другими областями науки.
Ещё один элемент нашей многомерной педагогической конструкции – Виртуальный педагогический класс. Программа Педкласса включает занятия об этике цифрового мира, культуре речи учителя, о том, почему учителю любого предмета нужно владеть основами исторического знания, иметь представление о физической картине мира, разбираться в музыке и культуре в целом, а также занятия, на которых ведущие университетские учёные рассказывают о своих школьных учителях, об их роли в своём профессиональном становлении. 85% выпускников Педкласса СГУ поступают на педагогические направления подготовки Саратовского университета.
В апреле 2024 года совместно с Министерством образования Саратовской области университет провёл Вторую педагогическую олимпиаду для учащихся 10-11 классов, в которой приняли участие около 250 школьников. Результаты показали, что учащиеся университетского Педкласса были существенно лучше подготовлены по вопросам, связанным с историей педагогики, с анализом педагогических ситуаций, с психологическими основами педагогической работы.
«Названные и многие другие направления подготовки педагогических кадров позволяют нам считать, что в университете создана модель непрерывной подготовки учителя, которую мы начинаем тиражировать в других регионах России. Надеемся, что наши проекты не только повысят уровень подготовки учителя, но и будут полезны для решения проблем и снижения дефицита педагогических кадров в регионе», – подытожила Елена Генриховна.
Модератор секции, и.о. вице-президента РАО В.С. Басюк отметил важность воспитывающего потенциала образования, а также обратил внимание на педагогическую интернатуру как форму наставнической деятельности и сопровождения выпускника и образовательной организацией, и вузом, который его подготовил как специалиста, отметив успехи Саратовского университета.
Конференция «Инновационная деятельность педагога: традиции и современность» организована Российской академией образования, Северо-Осетинским государственным университетом имени Коста Левановича Хетагурова и Министерством образования и науки Республики Северная Осетия-Алания при участии Северо-Осетинского научного центра Российской академии образования.