Skip to main content Skip to search

Документы

Положение об институте
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"

XI Скафтымовские чтения посвящены 120-летию памяти А.П. Чехова

5 октября, 2023 - 12:15

XI Скафтымовские чтения посвящены 120-летию памяти А.П. Чехова

Авторы:
Текст: 
Даниил Пронин
Елизавета Сягина
Фото: 
Дмитрий Ковшов
Елизавета Сягина
Аэлита Пономарёва

3 октября в Институте филологии и журналистики СГУ открылись XI Скафтымовские чтения «Чехов: взгляд из XXI столетия». Международная научно-практическая конференция проводится совместно с Государственным центральным театральным музеем имени А.А. Бахрушина. В этом году она посвящена 120-летию памяти А.П. Чехова.

Пленарное заседание открыли научный руководитель ИФиЖ, заведующий кафедрой общего литературоведения и журналистики, профессор В.В. Прозоров, профессор кафедры общего литературоведения и журналистики, руководитель приоритетных проектов и программ Е.Г. Елина, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы Ю.Н. Борисов.

В.В. Прозоров отметил, что чтения, посвящённые памяти А.П. Скафтымова, были инициированы 11 лет назад театральным режиссёром, театроведом, филологом, членом Чеховской комиссии РАН В.В. Гульченко: «Мы начинаем свою работу, сознавая, что всех нас объединяет чеховское наследие. Писатель был главным героем литературоведческого творчества А.П. Скафтымова. Открылась наша конференция ещё вчера превосходной лекцией К.М. Захарова о Чехове и Московском Художественном театре. Сегодня я рад приветствовать всех участников заседания, которые подключились к нам онлайн».

Валерий Владимирович представил доклад на тему «Кому адресованы статьи А.П. Скафтымова о драматургии Чехова?». По словам учёного, индивидуальное в научных статьях А.П. Скафтымова проступает в тех ответственных частях текста, где сосредоточена собственно доказывающая мысль. Слог исследователя покоряет доступностью, изящной сосредоточенностью и стилистической плотностью.

«Размышления А.П. Скафтымова – тщательно отрефлексированный разговор с самим собой.  Кто тот желанный читатель, на которого Александр Павлович ориентировался в своих текстах? Версию подсказал доцент кафедры русской литературы А.П. Медведев. Скафтымов писал для вдумчивых студентов-филологов в расчёте на преодоление внутренней духовной лености. Думаю, что в словах Медведева есть правда – для моих учителей было главным понимание литературоведческих трудов у студенческой аудитории», – заключил В.В. Прозоров.

Профессор кафедры общего литературоведения и журналистики, руководитель приоритетных проектов и программ Е.Г. Елина раскрыла тему «А.П. Чехов на страницах саратовских газет 1910-х годов».

Тогда в Саратове печаталось несколько десятков периодических изданий, в том числе «Саратовский листок» и «Саратовский вестник». Особенностью провинциальных газет было огромное количество литературных материалов, в числе которых отклики на писательские юбилеи и театральные постановки. Нередко встречались и профессиональные литературоведческие статьи о текстологии или источниковедении.

«Творчество Чехова для газетчиков – мерило общественной и личной морали. Публицистами активно использовались чеховские мотивы для размышлений о политической и социальной ситуации в стране. В размышлениях журналистов Чехов был недосягаемой вершиной, а его уход из жизни сравнивался с потерей нравственных ориентиров общества», – подчеркнула Елена Генриховна.

По словам Е.Г. Елиной, театральная рецензия редактора «Саратовского вестника» Н.М. Архангельского на пьесу «Чайка» выдаёт в нём тонкого ценителя чеховской драматургии. Другая примечательная публикация вышла в «Саратовском листке» под авторством К.К. Сараханова, где описывался творческий чеховский вечер 1910 года. Таким образом, А.П. Чехов был одним из главных персонажей саратовской журналистики. Каждый газетный номер был рассчитан на интеллигенцию и тех, для кого была важна изящная словесность.

Заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы Ю.Н. Борисов говорил о комедии «Горе от ума» в литературной памяти А.П. Чехова. Юрий Николаевич отметил, что в творчестве Чехова прослеживается внутритекстовый диалог с творчеством Грибоедова.

Литературные ассоциации с комедией «Горе от ума» возникают в эпистолярных текстах А.П. Чехова. Антон Павлович непреднамеренно цитирует крылатые грибоедовские выражения в своих письмах. Кроме того, к «энергетическому полю» творчества А.С. Грибоедова подключаются и некоторые прозаические тексты А.П. Чехова, например, рассказ «Дамы».

К конференции участники присоединялись и в дистанционном формате. Старший научный сотрудник отдела по изучению и популяризации наследия А. П. Чехова и русской классической драматургии Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина, член Чеховской комиссии РАН А.Г. Головачёва выступила с докладом «Лица из окружения А. П. Чехова: семья Лавровых».

Заведующая отделом по изучению и популяризации наследия А.П. Чехова и русской классической драматургии ГЦТМ имени А. А. Бахрушина, член Чеховской комиссии РАН М.О. Горячева презентовала новые чеховские издания Театрального музея: второй том библиографической монографии-указателя А.П. Чудакова «А.П. Чехов в прижизненной критике» и монографию А.Г. Головачёвой «Антон Чехов, писатель и читатель».

Во второй половине дня пленарное заседание продолжилось под председательством профессора кафедры общего литературоведения и журналистики А.Н. Зорина и доцента кафедры русской и зарубежной литературы Н.В. Новиковой. Заседание открыла профессор Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова Л.А. Скафтымова, представившая доклад на тему «"Утёс" М. Лермонтова и "На пути" А. Чехова: репрезентация в русское музыкальное искусство». Доклад содержал музыкальные примеры и параллели между творчеством классиков русской литературы и народной музыкой.

Заведующий отделом «Дом-музей А. П. Чехова» Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля Э.Д. Орлов размышлял над историей изучения творчества А.П. Чехова в докладе «А. П. Чехов и "малая пресса": о некоторых стереотипах в чеховедении 1920–30-х годов».

Доклады Н.В. Новиковой и профессора кафедры русской и зарубежной литературы А.И. Ванюкова были посвящены научному творчеству А.П. Скафтымова. Н.В. Новикова в докладе «А.П. Скафтымов. "К вопросу о толстовстве А.П. Чехова"» рассмотрела работу учёного, посвящённую влиянию Л.Н. Толстого на А.П. Чехова. А.И. Ванюков посвятил своё выступление «"Оригинальность и художественная сила Толстого" в цикле статей А.П. Скафтымова (методологические аспекты)» фундаментальным началам научной методологии основателя Саратовской филологической школы.

Пленарное заседание завершилось докладом А.Н. Зорина, посвящённым чеховским мотивам драматургии А.И. Слаповского. Профессор связал творчество известного саратовского писателя не только с творчеством А.П. Чехова, но и с культурно-историческим контекстом Саратова. По мысли докладчика, двух авторов объединяет не только существование в поле традиций русской литературы, но и интерес к российской провинции.

Итоговым мероприятием 3 октября стала открытая лекция А.Н. Зорина на тему «А.И. Слаповский: Диалог с Чеховым в спектаклях Саратовского академического театра драмы», состоявшаяся в Саратовском государственном академическом театре драмы имени И.А. Слонова. Артём Николаевич прокомментировал фрагменты пьес «Мой вишнёвый садик», «Сошедший с поезда», «Пьеса № 27». Профессор обозначил точки соприкосновения в творчестве Слаповского и Чехова, обратив внимание на схожесть диалогов в их произведениях.

4 октября конференция продолжится работой секций «А.П. Чехов в литературном диалоге» и «Поэтика произведений А. П. Чехова». Главный объект внимания в рамках конференции – театрально-драматургическое наследие А.П. Чехова в восприятии театральной и литературной критики и в медиапространстве XIX–XXI веков.