Skip to main content Skip to search

Документы

Положение об институте
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"

Доцент ИФиЖ провела занятие в рамках акции «Учёные – в школы»

20 марта, 2023 - 16:15

Доцент ИФиЖ провела занятие в рамках акции «Учёные – в школы»

В четверг, 16 марта, доцент кафедры русского языка, речевой коммуникации и русского как иностранного О. С. Незнаева прочитала лекцию на тему «Прецедентные феномены в повседневном общении молодежи» ученикам 10 класса ГАОУ СО «Гимназия №1».

Занятие прошло в рамках Всероссийской акции «Учёные – в школы», организованной Российским обществом «Знание». Цель акции – дать школьникам возможность услышать о научных исследованиях и познакомиться с преподавателями и учёными университета.

В рамках лекции школьники выяснили, что под термином «прецедентный феномен» понимаются слова и выражения, которые имеют культурную значимость для людей одного лингвокультурного сообщества (имена персонажей, исторических личностей, известные фразы и т.д.). Ольга Сергеевна рассказала о разных видах прецедентных феноменов (от универсально- и национально-прецедентных, знакомых всем представителям одной лингвокультуры, до социумно-прецедентных, понятных только в рамках небольшой группы людей), и на примерах записей речи студентов показала, как прецедентные феномены используются в повседневном общении.

Ученики выяснили, что прецедентные феномены могут иметь разные источники: исторические события, литературные и музыкальные произведения, продукты кино-, телеиндустрии и рекламы. Кроме того, школьники стали участниками небольшого ассоциативного эксперимента, в рамках которого им предлагалось назвать ассоциации, связанные с именами известных личностей. Результаты эксперимента наглядно показали ученикам, что в сознании представителей одной культуры содержится сходный набор ассоциаций, что помогает людям использовать прецедентные феномены в речи и быть понятыми.

В завершении лекции школьники на примерах записей разговорной речи студентов попытались понять, в каких ситуациях чаще всего используются прецедентные феномены (например, для выражения экспрессии, оценки, демонстрации своей принадлежности к определенной группе людей, точного формулирования мыслей). Вместе с Ольгой Сергеевной они пришли к выводу, что для успешной коммуникации необходимо четко понимать смысл используемых прецедентных феноменов и стараться «предвидеть», какие из них будут понятны собеседнику.