Skip to main content Skip to search

Документы

Положение об институте
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"

СГУ представил опыт взаимодействия со школами на форуме «Образовательная перспектива»

14 ноября, 2022 - 17:30

СГУ представил опыт взаимодействия со школами на форуме «Образовательная перспектива»

Авторы:
Текст: 
Александра Елисеева
Фото: 
Дмитрий Ковшов
Личный архив участников

С 9 по 12 ноября в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова на базе Университетской гимназии МГУ проходил всероссийский форум «Образовательная перспектива». 11 ноября в рамках форума состоялась Стратегическая сессия Ассоциации классических университетов России (АКУР) «Роль классического университета в формировании исследовательской среды и организации исследовательской деятельности в общеобразовательной школе». Сессия прошла в очном и дистанционном формате.

С докладом о педагогических проектах СГУ, реализуемых в рамках программы «Приоритет 2030», на Стратегической сессии выступил ректор А.Н. Чумаченко. Одним из модераторов дискуссионной площадки выступила руководитель приоритетных проектов и программ СГУ Е.Г. Елина.

Открыл заседание директор Университетской гимназии МГУ А.В. Леонтович, рассказав о программах и проектах, которые реализует возглавляемое им учебное заведение. Александр Владимирович подчеркнул, что Университетская гимназия ориентирована на открытость и сотрудничество с регионами, и выразил надежду, что участие в Стратегической сессии университетов России даст новые планы и идеи.

Руководитель приоритетных проектов и программ СГУ Е.Г. Елина во вступительной речи приветствовала участников Стратегической сессии и обозначила основные вопросы грядущей дискуссии. Главными темами для обсуждения стали вопросы взаимодействия классических университетов и общеобразовательных школ, готовность школьных учителей вести научно-исследовательскую деятельность, готовность выпускников школ получать дальнейшие академические знания и создание нормативно-правовых документов, которые будут регулировать взаимоотношения университетов и школ.

«Приобщение школьников к науке – это прежде всего дело классических университетов», – заметила Елена Генриховна. В своём выступлении Е.Г. Елина затронула основные проблемы приобщения учащихся школ к исследовательской деятельности: низкий уровень научно-исследовательских проектов, роль учителя в школьной научной и проектной работе, переквалификация учителей, которая проходит не на базе университета, а на базе региональных институтов развития образования.

«Нам нужно подумать, как оптимизировать все сложившиеся формы работы со школами, которые есть в классических университетах. И каким образом их можно использовать», – подытожила Е.Г. Елина главные задачи научной встречи.

Вторым модератором заседания стала исполнительный директор Ассоциации классических университетов России Е.В. Караваева.

Ректор СГУ А.Н. Чумаченко в режиме видеоконференцсвязи поблагодарил АКУР за возможность поделиться работой своего университета со школами. Представляя педагогические проекты университета, Алексей Николаевич заметил, что сегодня
пятая часть студентов СГУ – это те, кто получают педагогическое образование.

«В Саратовском университете сложились самые разные формы взаимодействия со школьниками и учителями – это лекции, спецкурсы для школьников, экскурсии в университетские центры и лаборатории, в Ботанический сад СГУ, организация и проведение областных олимпиад», – рассказал Алексей Николаевич.

Ректор остановился на ключевых особенностях действующих университетских педагогических проектов, таких как «Педагогический класс»Центр поддержки молодых учителей Саратовской области «CONSILIUM», фестиваль «Неделя педагогического образования». И подчеркнул, что серьёзный образовательный прорыв в нашей стране возможен только при поступлении в университет мотивированных и очень хорошо образованных молодых людей, а их могут подготовить высококлассные школьные учителя. Именно обучение и подготовка таких кадров – серьёзная стратегическая задача вуза.

Продолжением рассказа о педагогических проектах СГУ стало выступление заместителя начальника Управления социальной работы М.И. Кабановой. Марина Игоревна подробно изложила суть «Педагогической интернатуры» СГУ и назвала основные проблемы педагогического образования, с которыми работает Саратовский университет: проблема коммуникации учителя с детьми, проблема организации исследовательской работы в условиях большой занятости учителя, возможность разработки критериев эффективности работы учителя, который может заниматься исследовательской деятельностью. Среди прочего был поставлен актуальный вопрос: как сделать из учителя исследователя, с которого в будущем ученик возьмёт пример?

Участники стратегической сессии обсуждали вопрос об основных принципах подготовки выпускников «классических» специальностей к педагогической деятельности по программам высшего образования. Блоки выступлений чередовались с дискуссиями. Участники делились опытом с коллегами, формируя новые цели и задачи для развития педагогического образования.

Проректор Московского педагогического государственного университета Л.А. Трубина рассказала о новой концепции подготовки учителей в контексте перехода на специалитет, раскрыв необходимость более углублённого и длительного обучения специалистов. Ректор Ивановского государственного политехнического университета Е.В. Румянцев рассуждал об опыте своего университета в формировании начального опыта исследовательской деятельности. Были рассмотрены различные стратегии взаимодействия классических университетов и общеобразовательных школ в вопросах организации исследовательской деятельности школьников.

Опытом исследовательской работы школьников под руководством преподавателей Саратовского университета поделился директор «Лицея-интерната 64» Р.Р. Овсенев. Роман Русланович рассказал об особенностях лицея, который бесплатно обучает одарённых детей из разных социальных категорий и предоставляет бесплатное питание и форму. Лицей сотрудничает с Университетом Чернышевского, на базе которого создан Центр поддержки одарённых детей. Учащиеся «Лицея-интерната 64» ведут исследовательские проекты под руководством университетских преподавателей. Лучшие работы лицеисты защищают перед научным сообществом СГУ.

Опытом организации образовательной поддержки одарённых школьников поделился Тверской государственный университет. Сотрудники Высшей школы экономики рассказали об учебных и научных исследованиях в старшей школе.

Во второй части стратегической сессии участники форума поговорили о других успешных формах работы с педагогами и школьниками, обозначили возникающие проблемы нормативно-правового, организационного и методического характера.

Стратегическая сессия в рамках Всероссийского форума «Образовательная перспектива» завершилась дискуссией и вручением сертификатов участникам.