Во вторник, 11 октября, в Институте филологии и журналистики СГУ прошли Х Скафтымовские чтения на тему «А.П. Чехов и традиции мировой культуры». Международная научно-практическая конференция приурочена к 400-летию Ж.-Б. Мольера. Она организована совместно с Государственным центральным театральным музеем имени А.А. Бахрушина.
Пленарное заседание открыл заведующий кафедрой общего литературоведения и журналистики СГУ, профессор В.В. Прозоров. Валерий Владимирович отметил объединяющие черты Мольера и Чехова: «Что сближает Жана Батиста Мольера и Антона Павловича Чехова? Наверное, прежде всего, непоколебимое звание гениев мировой словесности, гениев мирового театра. А значит, им всегда есть в чём соприкоснуться. Мы готовы почтить их память, посвящая двум гениям мировой сцены наши уже десятые Скафтымовские чтения».
В.В. Прозоров представил свой доклад «Стихотворение Ф.И. Тютчева ''Фонтан'' в творческой памяти А.П. Скафтымова».
«Однажды мой университетский учитель, учёный и литературовед Е.И. Покусаев заметил, что самым любимым поэтом Скафтымова был Тютчев. Тютчевское наследие было необычайно близко Александру Павловичу своим душу возвышающим трагизмом, – рассказал Валерий Владимирович. – Скафтымов, по словам Е.И. Покусаева, особенно ценил стихотворение ''Фонтан". Об этом стихотворении Александр Павлович вспоминал не раз. Он читал его и комментировал в своих лекциях по истории русской литературы, и в нём для Скафтымова удивительно ёмко воплотились невыразимые, универсальные смыслы человеческого бытия».
Профессор кафедры общего литературоведения и журналистики, руководитель приоритетных проектов и программ СГУ Е.Г. Елина, предваряя свой доклад, передала участникам конференции приветствие от ректора А.Н. Чумаченко. В своём выступлении Елена Генриховна раскрыла тему «Чехов-драматург в осмыслении П. Вайля и А. Гениса». «Книга Вайля и Гениса ''Родная речь: уроки изящной словесности'', написанная в 1989 году, сразу же была воспринята читателями, как некая пародия на классический школьный учебник литературы. На самом деле это не совсем так. Задача моего доклада не поделиться написанным, не опровергнуть его, оперируя аргументами из чеховедческих работ, не показать, как авторы излишне свободно управляются с текстами чеховских произведений, а попробовать осмыслить написанное и понять, почему размышления Вайля и Гениса о Чехове практически не цитируются специалистами-чеховедами. На ''Родную речь'' не принято ссылаться в серьёзных исследованиях, а имена двух литераторов не воспринимаются сообществом как имена известных литературоведов», – рассказала Е.Г. Елина.
Профессор кафедры русской и зарубежной литературы А.А. Гапоненков выступил с докладом «Трагедийное и фарсовое в драме М. Булгакова ''Кабала святош''». Алексей Алексеевич считает: «Поиски Михаилом Булгаковым художественных форм в трагедии и сатирической комедии продолжались на протяжении 1920–1930 годов. Драматические жанры Булгакова заключают в себе проблему соотношения трагедийного и комического, сатирического и фарсового. Булгаков выступил новатором в поэтике драматургического действия, особенностях композиции, пьесы в пьесе, эпиграфах, пространных ремарках, музыкальных партитурах. Вместе с тем писатель и драматург оставался убеждённым архаистом по отношению к театральным реформам. Противником геомеханики и конструктивизма, левого фронта искусств».
В дистанционном формате к конференции присоединились участники из Москвы и Франции. Слово взяла А.Г. Головачёва, старший научный сотрудник отдела по изучению и популяризации наследия А.П. Чехова и русской классической драматургии Театрального музея имени А.А. Бахрушина, член Чеховской комиссии РАН (Москва). Алла Георгиевна представила доклад «Чеховы играют Мольера».
Л.А. Кастлер из Института языков и культур Университета Гренобль-Альпы (Франция) рассуждала на тему «Театр невыразимого: Чехов и Жан-Люк Лагарс».
Доклад «А.П. Скафтымов о ''становлении классицистической доктрины'' во Франции домольеровских времён (по рукописным заметкам)» представила доцент кафедры русской и зарубежной литературы Н.В. Новикова. По видеосвязи выступил доцент Российского государственного института сценических искусств А.Д. Сёмкин с докладом «''Катинька, я вас люблю безумно…'' Чеховский герой на rendez-vous»; профессор кафедры литературы, журналистики и методики обучения Самарского государственного социально-педагогического университета В.Ш. Кривонос выступил на тему «''...Рано вылетел из скафтымовского гнезда''. В.А. Бочкарев и А.П. Скафтымов».
Завершился первый день Скафтымовских чтений докладом заведующего кафедрой теории и методики обучения Уральского государственного педагогического университета, профессора А.В. Кубасова «Мольеровский тип одураченного мужа и его репрезентация в драматургии А. П. Чехова».
12 октября состоялась вторая часть конференции. Доклады учёных разделились на два тематических блока: «А.П. Чехов в зеркале традиции и интерпретации» и «Поэтика произведений А. П. Чехова».