29 марта в Институте филологии и журналистики состоялся научно-методический семинар для молодых учителей «Методика разработки литературных квестов на краеведческом материале». Семинар проводился в рамках мероприятий федеральной инновационной площадки «Центр научно-методической поддержки молодых учителей», которая начала функционировать в СГУ с начала 2021 года.
В работе семинара приняли участие учителя ряда образовательных учреждений Саратова: ГЭЛ, ФТЛ, ЛМИ, ЛГН, гимназий № 7, 75, 5, СОШ 106, 66, 9, лицея № 62 и школы № 9 Энгельса. На семинар были приглашены магистранты 1 и 2 курсов направления «Педагогическое образование» (профиль «Учитель-ученик-урок в школьной практике словесника»). Организатором семинара выступила кафедра русской филологии и медиаобразования на базе МОУ «ГЭЛ».
Доцент кафедры А.В. Раева поделилась опытом проектирования литературно-краеведческой работы, в которую включены не только студенты ИФиЖ, но и школьники. Разные методические формы такой проектной работы предполагают ее организацию как в границах класса, школы, так и в городском пространстве. Участникам семинара были продемонстрированы видеоролики, объединенные общей краеведческой тематикой и единым названием «Знакомые незнакомцы: литературное путешествие по Саратову». Каждый ролик посвящен отдельным улицам, названным в честь писателей, памятникам писателям, жизнь которых была так или иначе связана с нашим городом.
Магистрант второго курса, учитель-словесник МБОУ «СОШ №9» г. Энгельса, Р. А. Хайруллин в ходе размышления над предложенными методическими материалами отметил: «Сегодня в школах мало уделяется внимания литературному краеведению. Семинар показал, как можно в игровой и проектной форме познакомить учащихся с литературными местами нашего края. Обсуждение представленного материала породило множество идей и интересных находок в плане того, как можно разнообразить уроки литературы в школе, включив в них краеведческий материал. А свободное общение в непринуждённой обстановке позволило практикующим учителям поделиться накопленным методическим опытом с молодыми специалистами или теми, кто только собирается начать свою педагогическую деятельность».
О собственных наработках по литературному краеведению рассказали учитель ФТЛ, магистрант 1 курса Н.В. Свинарева, учитель МОУ № 106 Е.Е. Силантьева, преподаватель ГАСОУ СО «СКСМГС» Е.А. Забугина.
Семинар для учителей кафедры русской филологии и медиаобразования является постоянно действующим, поэтому его организаторам было важно определить актуальные направления организации дальнейшей работы.
В.В. Зинина, учитель ЛМИ, поделилась впечатлением от семинара: «Было очень интересно и познавательно. Александра Васильевна Раева рассказала нам о литературном краеведении: викторинах и квестах на эту тему, предложила способы их использования на уроках в школах. А позже на круглом столе под руководством Ольги Ивановны Дмитриевой мы обозначили методические вызовы в работе молодых учителей. К ним относится оптимизация деятельности учителя в ходе подготовки учеников к ЕГЭ, преподавание в классах, где учатся дети с ОВЗ, применение новых образовательных технологий».
По итогам семинара обозначилась хорошая перспектива дальнейшего методического сотрудничества и включения молодых учителей в работу по созданию банка методических разработок.
По материалам кафедры русской филологии и медиаобразования на базе МОУ «ГЭЛ»