В Научно-просветительском центре на Арбате – новом пространстве музея Булгакова – с 21 по 23 ноября проходит XIV Международная научная конференция «Михаил Булгаков в потоке российской̆ истории XX–XXI веков».
В эти дни музей объединил представителей научного сообщества, художников, меценатов, независимых исследователей творчества Булгакова из Москвы, Воронежа, Саратова, Санкт-Петербурга, Борисоглебска, Калуги, Нижнего Новгорода, Томска, Донецка и участников из Италии, Венгрии, Японии, США, Латвии, Китая и Черногории.
Во второй день работы форума своими размышлениями о статье В.Я. Лакшина, посвящённой роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» как запускающем механизме новой эстетики с участниками форума поделилась профессор кафедры общего литературоведения и журналистики СГУ Е.Г. Елина. Статья В.Я. Лакшина была опубликована в шестом номере журнала «Новый мир» за 1968 год, её появление вызвало широкий резонанс в общественных кругах. Публикация многими читателями была воспринята как первый развёрнутый отклик на роман «Мастер и Маргарита».
Елена Генриховна в своём выступлении объяснила, чем именно содержание статьи так будоражило сознание читателей и критиков. «Внимательное прочтение публикации и откликов на статью приводят к мысли, что не главные лакшинские посылы вызвали неприятие в среде официальной критики тех лет, а скорее – недосказанность, которая читалась между строк, додумывалась, доводилась до завершения. Статья Лакшина и её интерпретация оппонентами могут восприниматься как два разных текста», – отмечает автор исследования.
Статья Лакшина филигранно написана, содержит массу тончайших размышлений над романом и его отдельными эпизодами. Здесь идёт речь о трагедии непризнанного гения, лейтмотивом становится противопоставление судьбе писателя судьбы Мастера. Сам критик называл свою статью комментарием к роману. Лакшин восхищается тем, как Булгакову в его произведении удалось соединить несоединимое: чередование темпа повествования, фантасмагории и фарса, лирического и трагического. Лакшин старается увидеть парадоксальность и новизну и в формах повествования, и в жанровой специфике и сюжетных кодах. Важнейшей для критика становится тема писательской природы Булгакова и, как следствие, самого романа.
Отметим, что традиционно на Булгаковских чтениях учёные обсуждают широкий спектр вопросов, посвящённых состоявшимся и несостоявшимся экранизациям прозы Булгакова, сопоставлению его произведений с творчеством других писателей, близких по времени и более современных авторов, а также своеобразию творческого метода Булгакова и поэтике его работ. Трансляции заседаний ведутся в сообществе Музея М.А. Булгакова.