Skip to main content Skip to search

Документы

Положение об институте
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"

В ИИиМО прошла LXVI Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Новый век: человек, общество, история глазами молодых»

29 апреля, 2024 - 17:45

В ИИиМО прошла LXVI Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Новый век: человек, общество, история глазами молодых»

26 апреля в Институте истории и международных отношений прошла LXVI Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Новый век: человек, общество, история глазами молодых». В мероприятии наряду с аспирантами и студентами ИИиМО всех направлений подготовки приняли участие гости из Москвы, Коломны, Владимира, Самары, Смоленска, Симферополя, Балаково. Отдельная секция была организована для самых юных исследователей – учащихся школ и колледжей г. Саратова.

В программу конференции вошли 169 докладов, работа велась в рамках 14 секций.

Открывая пленарное заседание, ответственная за научную работу в ИИиМО Ольга Константиновна Рыбалко отметила что интерес к конференции «Новый век» год от года остается высоким, как и качество представляемых докладов, уровень дискуссии и научный энтузиазм участников.

Ответственный за воспитательную работу в институте Антон Викторович Лучников, приветствуя участников, подчеркнул помимо научной значимости конференции такую важнейшую ее составляющую, как радость общения, атмосферу праздника, указав на значимость популяризации научной деятельности среди студентов.

Заведующая кафедрой всеобщей истории Лариса Николаевна Черноварассказала участникам о том, как сама, будучи студенткой, приезжала из Самары на эту конференцию – и была покорена солнечным весенним Саратовом, а Саратовский университет превратился в важную частью ее жизни. Лариса Николаевна заметила, что «Новый век» за долгие годы проведения стал неотъемлемой частью истории института и важной составляющей его бренда.

На пленарном заседании прозвучали доклады, отражающие специфику научно-исследовательской работы молодых ученых и студентов ИИиМО разных направлений подготовки. Ассистент кафедры всеобщей истории Наталия Андреевна Каверина представила доклад «Габриэле д’Аннунцио: политик и поэт», в которой познакомила гостей с биографией неоднозначного, но яркого героя, превратившего свою жизнь и политическую карьеру в бесконечный перформанс. Студент направления подготовки «Международные отношения» Данил Владимирович Камышев в докладе «Особенности европейской интеграции на Балканах» осветил экономические и политические предпосылки включения балканских государств в Евросоюз, рассказал о перспективах и пределах расширения ЕС в этом регионе. Бакалавры-педагоги Дарья Александровна Демагина и Ульяна Сергеевна Шабалина выступили с докладом «Поп-культура и воспитание молодежи: к вопросу о ценностях». Будущие учителя выдвинули тезис о том, что далеко не все произведения кумиров сегодняшней молодежи деструктивны в плане воспитания нравственности и патриотизма, и педагог, ориентирующийся в диапазоне интересов своих учеников, может опереться на лучшие из образчиков современной поп-культуры в своей работе. Студентка направления подготовки «Туризм» Кристина Петровна Королькова в рамках доклада «Проектирование экскурсионного маршрута на основе туристского легендирования в Екатерининском районе Саратовской области» обозначила основные проблемы, препятствующие туристическому развитию российских деревень и поделилась собственными наработками по проекту, нацеленному на популяризацию деревни как объекта туристского интереса.

В ходе секционных заседаний участники затронули проблемы военной, социокультурной, персональной и интеллектуальной истории; обсудили различные аспекты внутренней и внешней политики России, стран Запада и Востока в контексте историии современности; рассмотрели актуальные вопросы международных отношений; представили результаты теоретических и прикладных исследований в области современного туризма и сервиса; поделились опытом изучения и реализации традиционных и новаторских педагогических практик.

В секции «Средневековье в контексте политической истории» (руководители: профессор А. Н. Галямичев и студент 4 курса А. В. Нефедов) основную часть выступлений составили доклады по истории средневековой Франции. Открыл секционную работу доклад студента 1 курса Ильи Дячука о возвышении рода Робертинов (будущих Капетингов) в связи с борьбой Западно-Франкского королевства против набегов норманнов. Малоизвестные широкому кругу читателей факты жизненного пути герцога Нормандии Вильгельма Завоевателя до его вторжения в Англию проанализировал студент 3 курса Андрей Наянов. Студент-историк 4 курса Самат Айбулатов остановился на роли династических браков в политике короля Людовика VI. В докладе студента 4 курса Максима Логвинова был рассмотрен вопрос о характере влияния народных движений второй половины 1350-х годов (Парижского восстания и Жакерии) на ход Столетней войны. Завершающим в этом блоке стал доклад студента 4 курса Александра Нефёдова о церковной политике короля Людовика XI. Разнообразили «французскую» тематику доклады студентки 3 курса Арины Шубиной на тему «Война Юстиниана с вандалами» и студента-педагога Максима Блинова «Кревская уния: предпосылки, условия, исторические последствия». Все прочитанные доклады вызвали вопросы, ответы на некоторые из которых перерастали в мини-дискуссии. Подводя итоги работы, участники заседания отметили высокий научный уровень прочитанных докладов и увлечённость докладчиков предметом своих изысканий и историей эпохи Средневековья в целом.

Тематика докладов, представленных в секции «Средние века и раннее Новое время: город, культура, образы» (руководители: профессор Л. Н. Чернова, аспирант, ассистент Д.В. Лештаев), касалась различных аспектов истории средневекового города, проблемы конструирования исторических образов и отражения исторических явлений на страницах сочинений современников. Значительное внимание было уделено персоналиям, что делало доклады более «живыми» и интересными.

Традиционно была широко представлена средневековая урбанистическая проблематика, что свидетельствует о сохранении интереса к этому направлению в медиевистике. Аспирант, ассистент кафедры всеобщей истории Дмитрий Лештаев представил скрупулезно подготовленный экскурс в британскую историографию, познакомив аудиторию с одной из методик определения численности городского населения позднесредневекового Лондона и дав ей критическую оценку. Большое оживление и неподдельный интерес участников секционного заседания вызвал доклад студентки 4 курса Анны Вельмакиной о защите чести и достоинства средневековой горожанки в городском праве Западной Европы. А студентка 2 курса Софья Кривоногова рассказала о благотворительности горожан Лондона второй половины XIII–XIV вв.

Очень хорошее впечатление на руководителей и участников секции произвел доклад студентки 2 курса Элеоноры Бобровской о жизни и творческом наследии Хильдегарды Бингенской – немецкой монахини XII в., аббатисы возведённого под её руководством бенедиктинского монастыря Рупертсберг, автора жизнеописания святых, трактатов по медицине и траволечению, по истории и космологии, одной из первых широко известных женщин-композиторов.

Отражению языческих верований и обычаев на страницах ирландских саг был посвящен доклад студентки 3 курса Дарьи Токаревой. А Мария Демченко, тоже студентка 3 курса, рассказала об образах мусульман в латинских хрониках Первого крестового похода. Тему образа «Другого» продолжил в своем выступлении магистрант 1 курса Матвей Шаповалов, обратившийся к восприятию индейцев Северной Америки английскими колонистами начала XVII в. Героем доклада Глеба Нерози, также магистранта 1 курса, стал английских король Эдуард III; он показал образ этого монарха, созданный проанглийским хронистом начального этапа Столетней войны Жаном Ле-Белем на страницах его «Правдивых хроник». Собирательный образ немецкого дворянства времён Тридцатилетней войны в романе Ганса Гриммельсгаузена «Симплициссимус» представил Евгений Эшенвальд, студент 4 курса. Работа секции проходила в очень доброжелательной и заинтересованной атмосфере. Всем докладчикам были заданы вопросы, которые позволили им полнее и ярче раскрыть темы своих выступлений. Участники конференции делились своими мыслями, предложениями, которые помогут начинающим историкам в их дальнейших исследованиях.

Проблематика докладов, представленных в секции «Запад и Восток в новое время: социум, политика, культура» (руководители: профессор А. В. Гладышев, студентка 4 курса Д. А. Беспалова) касалась преимущественно событий и феноменов европейской истории XVIII-XIX вв. – периода Великой Французской революции и наполеоновских войн, эпохи романтизма и становления европейских наций. Авторы рассмотрели выбранные сюжеты и персоналии сквозь призму военной, политической, социальной, гендерной истории, через образы, созданные в публицистике, мемуарах, травелогах, художественной литературе и искусстве нового времени. «Восточная» часть секции была представлена докладами, посвященными последствиям опиумных войн и антиевропейскому восстанию ихэтуаней в Китае – событиям, ставшим иллюстрацией последствий драматической встречи Запада и Востока в период нового времени. Интересные, построенные на тщательном анализе разнообразных источников доклады вызвали многочисленные вопросы и увлеченную дискуссию. Руководители секции отметили, что все представленные работы, в том числе и доклады дебютантов-первокурсников, отличает высокий научный уровень и оригинальность.

Темы научных презентаций, состоявшихся в секции «Запад и Восток в новейшее время: политика, идеи, личность» (руководитель – проф. С. Е. Киясов) были, в основном, посвящены истории Востока, в частности, Ирану. С соответствующей тематикой перед аудиторией выступили студенты-бакалавры 3 курса М. В. Москаленко, М. А. Терёхина, Г. В. Немерюк, Д. А. Соловьёв. Прочие студенческие доклады (Е. А. Комиссарова, Р. А. Полеонов, Д. П. Трухтанов) были посвящены западной тематике (Германия, США, Великобритания). Все секционные доклады вызвали большой интерес присутствующих. Авторам были заданы многочисленные вопросы, ответы на которые сопровождались дискуссиями. Руководивший секцией профессор Сергей Евгеньевич Киясов отметил высокий профессиональный уровень всех докладов, достигнутый благодаря усилиям авторов и их научных руководителей.

В работе секции «История дореволюционной России: социальные и культурные аспекты» (руководители: доц. О. В. Кочукова, студент 3 курса С. А. Зимарин) были представлены доклады по актуальным проблемам социальной и интеллектуальной истории России имперского периода. Авторы докладов представили самостоятельные исследовательские работы, основанные на анализе исторических источников и научной литературы. Участники секции проявили повышенный интерес к вопросам, связанным с историей культуры, образования, общественного мнения и социальной рецепцией исторических явлений и событий. В выступлениях докладчиков получили освещение история прессы и художественной литературы, военно-учебных заведений, военной медицины, судебной системы. Авторы докладов привлекли внимание аудитории к различным дискуссионным вопросам, в числе которых роль императорской семьи в культурных и социальных процессах эпохи, трансформация сословного положения купечества в эпоху Великих реформ, социально-экономический и исторический контекст создания философских трудов и литературных произведений, восприятие Русской Америки в общественном сознании современников.Участники заседания приняли активное участие в обсуждении представленных докладов, многие из которых вызвали отклик и оживленную дискуссию.

В ходе работы секции «Политика, война, дипломатия в истории Российской империи» (руководители: ассистент С.Ю. Тарабрин, студент 3 курса Д.Е. Карташов) докладчики охватили весь период истории Российской империи: от Азовских походов Петра I до настроений в армии при Николае II. Основная часть докладов была посвящена исследованиям личности, жизни и деятельности исторических персонажей: освещению оценок, даваемых Г.А. Потемкину в современной историографии (Е.Н. Гребенюк), анализу роли Я.И. Ростовцева в раскрытии заговора декабристов (Д.В. Клевачева), описанию взаимодействия с императорскими особами В.П. Кочубея (С.А. Смирнов), изучению деятельности за рубежом Н.П. Игнатьева (Е.С. Мунтян), исследованию проекта реформ А.Ф. Редигера (Д.Е. Карташов), оценке роли Великого князя Владимира Александровича в «Кровавом воскресенье» (Р.А. Александров). Другая часть выступлений была посвящена эпизодам военной истории: Азовским походом Петра I (А.А. Джаладян), участию русского флота в русско-японской войне (И.А. Магомедов, Д.Е. Карташов), битве у Чемульпо (В.С. Очкин). Один доклад, основанный на материалах саратовских архивов, был посвящён преступлениям в армии в межреволюционный период (А.С. Авличев).

В рамках секции «Саратовский край в XVIII-начале XX вв.: общество и культура» (руководители: доцент М.В. Булычев, аспирант М.С. Мулевая) были заслушаны доклады, раскрывающие разнообразные аспекты региональной истории. Под научным руководством профессора Германа А.А. было подготовлено три выступления, освещающих жизнь немцев Поволжья в XVIII-XX вв. В двух докладах представлены изыскания о вкладе семьи Вакуровых – Славиных и писателя И.И. Лажечникова в развитие культурно-просветительской и образовательной сфер Саратовской губернии XIX века. Трое выступающих изложили проблемные положения в плоскости региональной истории второй половины XIX-начала XX вв. ‑ в частности, вопросы земского страхования, идентификации и восприятия секты субботников, а также татарского национального движения. Все выступления вызвали оживленный интерес и большое количество вопросов, участники и руководители секции делились своими мнениями и замечаниями. В завершении работы секции был отмечен высокий уровень представленных докладов, осведомленность выступающих, некоторые из которых затрагивали ранее неизученные проблемы. Доцент М.В. Булычев подчеркнул, что проведенные исследования продемонстрировали добросовестное изучение источников и историографических работ, основаны на принципах историзма и объективности, но в то же время не лишены творческого подхода. Аспирант М.С. Мулевая упомянула о важности конференции в возможности под другим углом посмотреть на изучаемую тему, выявить пробелы и, конечно, перенять у коллег, старших товарищей и преподавателей ценные знания и методологические приемы.

В секции «Отечественная история XX века в национальном и региональном измерениях» (руководители: профессор А. А. Герман, аспирант А. Н. Аверьянова) были рассмотрены проблемы восприятия истории в современности, ключевые моменты организации аппарата управления в советском государстве и Саратовском регионе, вопросы реализации национальной политики в масштабах страны и области в советский и постсоветский периоды. Значительная часть докладов была посвящена периоду становления и первым годам существования советской власти, когда молодое государство, отвергнув прежние устои, искало новые механизмы и инструменты устроения общества, экономики, культуры. Блок докладов был посвящен социальным, политическим, дипломатическим процессам накануне и в годы Великой Отечественной войны. Все озвученные доклады, построенные на солидной источниковедческой, историографической и методологической базе, были с интересом восприняты аудиторией, вызывали вопросы и провоцировали дискуссии.

По тематике докладов, представленных в секции «Актуальные проблемы международных отношений» (руководители: доцент Д. В. Редченко, соискатель М. Э. Казарян), было очевидно резкое снижение интереса молодых ученых-международников к странам т.н. коллективного Запада, с которыми у России в настоящее время прерваны нормальные межгосударственные отношения. Одновременно с этим выросло внимание к странам Востока, с которыми Россия активно развивает сотрудничество на базе равноправия и взаимного уважения. Особый интерес авторы докладов проявили к таким странам-партнерам, как Китай, Индия, Иран, арабские государства, рассмотрев проблемы межгосударственных отношений в политической, экономической, культурной сферах; коснувшись темы современных конфликтов и конфигураций международного сотрудничества на Ближнем Востоке, в Восточной и Юго-Восточной Азии. Руководители секции отметили, что в целом работа прошла на высоком уровне. Каждый из представленных докладов получил позитивный отклик участников секции и многие были рекомендованы к опубликованию в виде научных статей.

Тематика выступлений, прозвучавших в секции «Потенциал развития российского туризма: теоретические и прикладные аспекты» (руководители: доцент О.В. Королева, доцент Е.С. Милинчук, доцент Е.А. Фролова) была чрезвычайно широкой и охватывала самые разные аспекты внутреннего и въездного туризма в России. Большая часть представленных исследований была посвящена решению конкретных практических отраслевых задач. С учетом того, что сегодня актуальными стали путешествия с целью поиска опыта с глубоким эмоциональным откликом и смыслом, студенты выбрали путь создания концептуальных туристских продуктов. Так, Котунова Екатерина, студентка 3 курса, представила интерактивный тур в Саратовской области, имеющий целью познакомить потенциальную аудиторию с русским народным танцевальным искусством. Доклад Кривчиковой Е. А., студентки 4 курса, содержал презентацию профориентационного тура «Саратов – город возможностей», включающего посещение разнопрофильных предприятий, учебных заведений и научных центров, который она предложила как способ решения проблемы осознанного профессионального выбора школьника.

Выступление магистранта 1 курса Карагодина Ильи было посвящено проблеме популяризации историко-культурного наследия казачества посредством проектирования межрегионального этнографического маршрута, который объединит локации Саратовской, Воронежской и Волгоградской областей.

Два выступления были посвящены проблеме развития международного туризма. Большой интерес участников секции вызвало выступление студентки 3 курса Мустапаевой Элины, в рамках которого были представлены результаты исследования туристского поведения китайской молодежи и показаны перспективы её вовлечения в путешествия в Россию.  Живой интерес у слушателей вызвал доклад студентки 2 курса Шеиной Полины, в рамках которого она проанализировала потенциал сотрудничества между Россией и Белоруссией в области военно-патриотического туризма, направленного на сохранение исторической памяти и укрепление дружественных отношений между странами. В докладе была дана оценка историко-культурного потенциала двух стран, связанного с событиями Великой Отечественной войны.

Большинство докладов были посвящены исследованию различных аспектов регионального развития туризма. Сударева Вероника, студентка 1 курса, н.п. «Сервис», посвятила своё выступление ретроспективному анализу влияния пандемии COVID-19 на туристскую отрасль Саратовской области, а также оценила ее текущее состояние. Паньшина Татьяна, студентка 3 курса, представила свои обоснованные суждения на тему использования этнокультурного наследия мордовского народа в развитии туризма в Саратовской области. Кузнецова Виктория, студентка 5 курса, обратила внимание аудитории на то, что популяризация мест памяти, связанных с пребыванием французов на Саратовской земле в XVIII-XIX веке, будет способствовать развитию культурного туризма. Разработанные Викторией театрализованная экскурсия и программа авторского тура выходного дня, связанных с исторической памятью о французах, направлены на приобретение туристом нового опыта и впечатлений.

В ходе работы секции «Теория и практика современного сервиса» (руководители: доцент Т. В. Темякова, доцент К. М. Керими) обсуждались вопросы теоретического обоснования назревшей необходимости в новых практиках организации процессов обслуживания  клиентов турбизнеса, торгово-розничных предприятий, предприятий общественного питания.

Кухаева П.Д., выступившая с докладом, посвященным оценке качества торгового обслуживания в рознично-торговом предприятии ООО «Сникербокс», была отмечен руководителями секции за высокий уровень теоретико-прикладного владения материалом, значимость проведенной оценки качества как с точки зрения соответствия нормативно-правовой документации, так и индивидуальным запросам и ожиданиям клиентов. В. А. Овчинникова посвятила свой доклад роли дизайна интерьера в деятельности ресторана на примере ООО «РЭСТО». Предложенные мероприятия по совершенствованию дизайна помещения спикер обосновал требованием соблюдения государственных стандартов, а также необходимостью обеспечения удобств с точки зрения посетителей. Н. Д. Першина провела исследование влияния мобильных приложений на удобство и доступность услуг доставки в ООО «СДЭК», выявив недостатки в функционале мобильного приложения. А. Н. Мендешева поделилась со участниками конференции теоретическим обоснованием необходимости внедрения скриптов в практику турагентств. В работе секции также приняли участие Золотухина Е.И., исследовавшая роль рекламы в магазине парфюмерии и косметики «Золотое яблоко», Чвилева Е.А., проанализировавшая особенности стимулирования труда персонала в сфере реализации зоотоваров, и Казанцева А.Э., изучившая роль бизнес-тренингов в повышении качества обслуживания на предприятиях быстрого питания. Работа секции была плодотворной, ее участники проявляли активный интерес к докладам, что выражалось в большом количестве вопросов к спикерам.

На секции «История педагогики и современные образовательные технологии» (руководители – доцент Ястер И. В., студентка 4 курса Муратова Я.А.) представили свои доклады студенты направления подготовки «Педагогическое образование», а также практикующие педагоги – учителя школ и преподаватели колледжей. Заявленные в программу доклады касались истории развития высшего, специального, дополнительного образования в России; изучения и оценок современных отечественных и зарубежных образовательных практик; анализа методических материалов для преподавания истории; вопросов, задач, форм и инструментов воспитания современных школьников. В своих выступлениях студенты и магистранты делились в том числе и собственным опытом педагогической работы. Так, В. В. Авдеев рассказал о воспитательной работе волонтерского педагогического отряда в детском оздоровительном лагере. К. А. Мизерная предложила критерии и озвучила результаты оценки эстетической и нравственной воспитанности учащихся 11 класса. В. Д. Панков поделился опытом использования материалов с популярных ресурсов по цифровой истории в ходе преподавания истории Второй мировой войны. В целом все доклады вызвали отклик и активное обсуждение.

В работе секции «Археология и этнология» приняли участие бакалавры, магистранты, аспиранты, чей научный интерес лежит в сфере полевой археологии и исторической антропологии, области этнокультурных и этнолингвистических исследований. Доклады были посвящены различной тематике: история археологических исследований в Нижнем Поволжье, археологические исследования палеолита исредневековья в Нижнем Поволжье, религия и мировоззрениекочевых народов, этнография народов Поволжья, языкознание славянских языков. На обсуждении было отмечено, что все темы имеют перспективы для дальнейших научных исследований.

Школьники и учащиеся средних специальных учебных заведений получили возможность представить свои в секции «Шаг в науку» (руководители – ассистент А. В. Власов, преподаватель ГПОУ «Художественное училище им. А. П. Боголюбова» Е. Н. Синельникова). С докладами выступили ученики МОУ СОШ № 67, а также студенты ГАПОУ СО «Саратовский архитектурно-строительный колледж ГПОУ «Художественное училище им. А. П. Боголюбова», Геологического колледжа СГУ. Наряду со старшими учащимися достойно и ярко выступили и совсем юные участники - ученики седьмых классов. Тематика докладов была очень разнообразной – от античной философии до авиационной промышленности Саратова в годы ВОВ, от исторической реконструкции периода Золотой Орды до развития экологического туризма, от истории семьи до истории идеологии анархизма. Каждый участник получил ценную обратную связь от сверстников и квалифицированных экспертов. Руководители секции отметили качество подготовки материала, уровень презентации докладов, уверенность при ответах на вопросы и комментарии.

«Новый век» вновь стал праздником студенческой науки. Работа всех секций конференции проходила интересно и плодотворно, в атмосфере активного научного общения студентов и преподавателей. Успешные результаты работы всех секций, атмосфера коллективного научного поиска, несомненно, будут мотивировать молодых исследователей продолжать свои изыскания, чтобы представить их результаты в будущем.